Мы сетуем о том, что Европа ушла в собственные проблемы, а Испания замкнулась в себе. О том, что кризис настолько заставляет нас заниматься внутренними проблемами, что мы забываем о том мире, который существует вокруг нас. О том, что внешняя политика исчезла из повестки дня. О том, что мы стремимся к одной единственной цели: выжить. Ностальгируем по 90-м годам, когда Испания повернулась лицом к миру и значительно укрепила свой международный авторитет.
Возможно, мы ошибаемся. Таковы основные тезисы Ричарда Н. Хаасса (Richard N. Haass), одного из авторитетнейших специалистов в области внешней политики, которые он излагает в своей последней книге «Внешняя политика начинается дома» (Foreign Policy Begins at Home). Хаасс взошел на вершину одного из мозговых центров, став президентом влиятельнейшего Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), научного института, основанного в 30-е годы прошлого века с целью вывести США из изоляции и самосозерцания и добиться активного участия этой страны в международных делах.
Трудно сказать, является ли это исключительно заслугой Совета по международным отношениям, но поставленная задача была выполнена успешно. По мнению некоторых, даже слишком успешно. Единожды выпустив американского джинна из бутылки, загнать его обратно уже вряд ли удастся.
И вот в обстановке, когда уверенно набирают силу азиатские страны во главе с Китаем, а также другие динамично развивающиеся государства, президент Совета решается выпустить книгу с очень простыми установками, которые он сам называет «еретическими»: если США надеются занять какое-либо месте в мире XXI века, предупреждает Хаасс, то сначало им необходимо навести порядок в собственном доме.
Конечно, китайский военный бюджет является фактором, вызывающим нашу обеспокоенность, – пишет Хаасс, – равно как и северокорейские ракетные разработки и иранская ядерная программа. Но если мы хотим и дальше играть активную роль в мировых делах, защищать свои интересы и ценности, как мы это делали до настоящего времени, то в первую очередь мы должны подумать о тех слабых сторонах, которые действительно угрожают нашему будущему. К ним Хаасс относит устаревшую инфраструктуру, посредственное образование, изжившую себя иммиграционную политику и расшатанную финансовую систему, которая только увеличивает государственный долг.
Вопрос не стоит о выборе между изоляцией и политикой интервенций, говорит Хаасс. Нужно четко осознать, что крепость страны начинается с обеспечения внутреннего порядка. Похоже, американцы это забыли. Если США и дальше хотят оставаться мировым лидером, то первое, что они должны сделать, это не повторять ошибок, допущенных в Афганистане и Ираке. Этих войн вполне можно было избежать, которые не только не укрепили, а ослабили США, уведя страну от ее истинных интересов и потребностей.
Им также следовало бы не соперничать с Китаем, а развивать взаимодействие с целью поддержания равновесия в Азии, укреплять интеграцию с Канадой и Мексикой, способствовать решению общемировых проблем. В XXI веке, считает Хаасс, мир перестал быть полярным, возникло множество векторов силы (экономической, военной, политической). Никто не господствует над другими. В этом мире есть не только государства, но и предприятия, граждане, идеи, технологии. В этом мире самым сильным является не тот, кто вкладывает больше других в безопасность и оборону, а тот, кто наилучшим образом организует свои домашние дела. Поэтому, делает вывод эксперт, главная угроза для США исходит не из-за границы, а из собственной страны.
Эта книга хорошо воспринимается как сквозь национальную, так и сквозь европейскую призму с одной единственной оговоркой: ни Испания, ни Евросоюз не страдают от проблемы «имперского пернапряжения» (imperial overstretching), о которой писал Пол Кеннеди в своей книге «Взлет и падение империй».