Позиции политиков в этом вопросе определяет ось неизменного упрощенческого деления на левых и правых, однако даже ей свойственны двусмысленности и противоречия.
К великому сожалению сторонников аргументированных противоречий, обсуждение различных общественных вопросов обычно выстраивается вокруг споров по поводу символических маркеров.
Современная иммиграция, которую сегодня практически отождествляют с мусульманской религией, является одним из главных маркеров подобного рода. Просто удивительно, насколько позиции одних и других могут отличаться в зависимости от местонахождения на оси неизбывного упрощенческого деления на правых и левых.
Чем дальше влево по этой оси смещается политическая сила, тем более явно она демонстрирует положительное отношение к иммиграции. Так, Жан-Люк Меланшон (Jean-Luc Mélenchon) выступает за предоставление бумаг «всем работникам-нелегалам». Внутри Социалистической партии левое крыло охвачено настоящей иммиграционистской горячкой, тогда как правая группа во главе с Манюэлем Вальсом (Manuel Valls) придерживается заметно более умеренных позиций. Симметричное явление наблюдается и в «Союзе за народное движение», тогда как «Национальный фронт» традиционно настроен против иммиграции и винит ее во всех бедах.
Интернационализм и космополитизм
Такая полярность взглядов находит свое отражение и в позициях различных слоев электората, и логически ее нужно рассматривать с точки зрения главных принципов. Вопрос иммиграции формирует два типа узких идеологических представлений, которые тесно связаны с расколом на правых и левых.
Во-первых, это касается противопоставления принципиального интернационализма с атавистическим национализмом. Сама идея нации зародилась во Франции среди левых после Великой революции, однако постепенно смещалась направо в доминантных политических представлениях. И лишь недавно левые осознали, какую ошибку допустили, когда отдали на откуп правым (и в частности самым радикальным их представителям) патриотическую тематику.
Среди современных левых концептуализированный Жаном Жоресом (Jean Jaurès) интернационализм (как всем должно быть известно, он-то как раз сводил все к нации) уступил место космополитизму, который с недоверием относится к любым границам. Такое презрение к бумагам и паспортам подпитывается идеей о том, что каждого человека нужно признать «гражданином мира».
Читайте также: Мечта о Европе тонет вместе с мигрантами
Самосознание и национал-популизм
На другой стороне шахматной доски, современные правые все громче заявляют о «полном провале» мультикультурализма, как сказала Ангела Меркель в 2010 году. Таким образом, этот лагерь встает на защиту национального самосознания, чем в свое время весьма неловко пытался воспользоваться Николя Саркози.
Правые говорят о подъеме коммунитаризма и дробления западных обществ связи с массовой иммиграцией. Тем самым они переходят на позиции национал-популизма, который может предстать в более или менее радикальном виде. Так, например, философа Алена Финкелькраута (Alain Finkielkraut) окрестили правым за то, что тот поднял эти вопросы в своей последней книге.
Отношение к бедности также является важным элементом индексации иммиграционного вопроса в расколе на правых и левых. Пусть все это и выглядит карикатурно, но любовь бедным отвечает здесь ненависти к ним.
Для омытых христианским наследием французских левых обездоленные всегда служили путеводной звездой. «В жизни можно наделать немало ошибок, но выбрав лагерь бедных, ошибиться нельзя», – заявил 20 октября Жан-Люк Меланшон по France Inter. Следуя аналогичным рефлексам, многие левые из принципа защищают ислам как «религию бедных».
В противоположном лагере неприятие иммиграции зачастую прикрывает (причем плохо) ненависть к нищете, которую могут ощущать те, кто отчаянно боится скатиться в нее. Безусловно, малопривлекательный цыганский вопрос, которые недавно проиллюстрировали скандальные похождения семьи Дибрани, может лишь обострить такого рода реакцию.
Индивидуалистская эмиграция
Как бы то ни было, со многих точек зрения рассматривать иммиграционизм как исключительно левое по своей природе явление было бы ошибкой. Дело в том, что этот постулат в первую очередь противоречит интересам менее обеспеченных слоев населения в развитых странах. Как недавно отметил Жан-Поль Шевенман (Jean-Pierre Chevènement), иммиграция «давит на рынок труда, хотим мы того или нет».
Полная открытость границ для иностранной рабочей силы, о которой так часто говорят ультралибералы, была бы абсолютно несовместима с необходимостью удержать на плаву систему соцобеспечения. Тотальная глобализация труда привела бы к ухудшению условий жизни трудящихся, которым и так уже приходится иметь дело с конкуренцией со стороны стран с дешевой рабсилой.
Также по теме: Провал миграционной политики
Иммиграция не становится «левее», если взглянуть и на ее обратную сторону, то есть эмиграцию, которая лишает беднейшие государства части их «элиты». Дело в том, что только самые динамичные и смелые люди рискуют покинуть свою родную страну, чтобы попытать счастья в чужих краях.
Утечка элиты
Отъезд этих людей отнюдь не способствует развитию. Мали – государство с самыми высокими показателями эмиграции (треть населения) и бедности в мире. Малийцы бегут от нищеты, тяжелейших климатических условий, а недавно еще и от гражданской войны. Несмотря на все деньги, которые вливают эмигранты в экономику своей страны, она все равно не может предложить ничего, кроме экспорта своих жизненных сил. Кроме того, политика так называемой «избирательной иммиграции» обостряет ситуацию в и без того проблемных странах, которым уже сейчас сложно сформировать собственную элиту.
Кроме того, подчеркнем, что эмиграция отражает противоречивые индивидуальные стратегии с коллективной эмансипацией, которую несут в себе сформировавшиеся в представлении левых образы. Многие люди решаются на опасное предприятие по работе за границей в надежде улучшить собственную жизнь, которая зачастую складывается самым что ни на есть печальным образом в их родной стране.
Мы, к сожалению, смогли лично в этом убедиться после тунисской весны, хотя революция и подавала такие надежды на то, что местная молодежь с энтузиазмом возьмется за восстановление страны. «Жить и работать в своей стране» – таким был лозунг левых в 1970-х годах…
Перекликающаяся со всем этим логика индивидуализма (а она не лучшим образом отвечает прогрессистским традициям) проявляется и в отношении к положению иммигрантов. Тут мы по большей части имеем дело с логикой благотворительности, чем справедливости.
Некоторым нелегалам дают паспорта, а другим нет. Бедным помогают по мере имеющихся средств и доброй воли. Так, Министерство внутренних дел с большой помпой говорило о проявлении «великодушия» по поводу предложения Франсуа Олланда о репатриации Леонарды Дибрани.
Такое поведение совершенно не согласуется с тем, как в прошлом рабочее движение подходило к вопросу люмпен-пролетариата. Карл Маркс всегда жестко осуждал эту низшую прослойку пролетариата, называл ее резервом капитала. Многие иммигранты, которые вынуждены заниматься рабским трудом или не могут найти для себя место в жизни, являются наследниками этого «отребья» рабочего класса. Однако сегодня у них есть право на сострадание добрых душ.