6 ноября на слушаниях в Международном трибунале по морскому праву в Гамбурге представители Нидерландов в течение трех часов выступали в защиту активистов Greenpeace. Однако скамьи российской стороны так и остались пустыми. Москва не желает, чтобы эта созданная в 1994 ооновская структура, которой поручено следить за соблюдением Конвенции по морскому праву, вмешивалась в дело Arctic Sunrise.
19 сентября российские власти провели досмотр на ледоколе Greenpeace под нидерландским флагом, а затем переправили судно в мурманский порт. Активисты организации попытались повесить транспарант на нефтегазовой платформе «Приразломная» в Баренцевом море, эксплуатацией которой занимаются госпредприятие «Роснефть» и прочие нефтяные компании.
Тем не менее, мирная акция приняла весьма неприятный оборот. Пять дней спустя 30 членов экипажа из 18 стран доставили в северный портовый город и отправили за решетку по обвинению в «пиратстве», которое затем сменили на «хулиганство». В скором времени их могут перевезти в одну из тюрем в Санкт-Петербурге.
До 15 лет тюрьмы
В Гамбурге Нидерланды потребовали от судей распорядиться о незамедлительном снятии ареста с Arctic Sunrise и освобождении 30 членов экипажа судна (28 активистов Greenpeace и два фотографа). Юридический советник Министерства иностранных дел страны Лизбет Лийнзад (Liesbeth Lijnzaad) обвинила Россию в незаконном досмотре Arctic Sunrise и задержании экипажа без согласия Нидерландов (это необходимо, так как корабль ходил под их флагом).
Она уверяет, что Россия «нарушила права человека членов экипажа, в частности свободу передвижения», и что «конфликт обостряется и ширится».
Читайте также: Может ли Россия преследовать в уголовном порядке активистов Greenpeace из-за судна Arctic Sunrise?
Дело в том, что в России в данный момент идет собственное судебное разбирательство, по итогам которого активистам может грозить до 15 лет тюрьмы. 28 сентября российские власти провели досмотр судна без согласия Нидерландов. 8 октября капитана приговорили к штрафу в 20 000 рублей за неподчинение российским пограничникам, которые потребовали от него остановить корабль.
Greenpeace в Москве
Наконец, российский суд отказался освободить экипаж под залог, хотя эта процедура и четко прописана в международном праве. Поэтому в Гааге посчитали, что нужно принимать срочные меры. «Общее состояние корабля ухудшается, — заявляют голландцы. — Это стареющий ледокол, которому требуется серьезное техобслуживание. (...) Это влечет за собой опасность для окружающей среды и в частности возможность утечки топлива. (...) Эта опасность волне реальна и лишь обостряется трудными погодными условиями и состоянием арктических льдов».
Адвокат нидерландской стороны Рене Лефебер (René Lefeber) обратился к судьям с просьбой распорядиться, чтобы «Arctic Sunrise смог вернуться в Амстердам до захода солнца в Арктике и начала зимы». Пока адвокат выступал в гамбургском суде, активисты Greenpeace пустились в плавание на надувных лодках по Москве-реке, развернув транспаранты с призывом освободить 30 задержанных коллег.
Но есть ли у Нидерландов шансы на успех? Россия пока не сказала ни слова, однако переписка между Москвой и Гаагой теперь приложена к делу и может повлиять на решение судей. В частности российская сторона отмечает, что Arctic Sunrise нарушил зону безопасности протяженностью в 3 мили вокруг платформы, и утверждает, что корабль постоянно менял скорость и направление движения, производя тем самым опасные маневры в исключительной экономической зоне России.
2013 год — год дружбы России и Нидерландов
Накануне досмотра судна, россияне проинформировали нидерландцев о том, что поведение Greenpeace граничит с «террористической» деятельностью. Суд вынесет решение 22 ноября.
Как бы то ни было, хотя он и может распорядиться об освобождении экипажа и возвращении ледокола в Амстердам, у него нет никаких средств для того, чтобы заставить Москву подчиниться этим решениям.
Адвокат Greenpeace Саймон Оллсон (Simon Olleson) напоминает, что «у трибунала нет никаких возможностей заставить Россию сотрудничать», однако отказ Москвы может дорого ей обойтись «в дипломатическом плане». По иронии судьбы, 2013 год был провозглашен годом дружбы России и Нидерландов. Теперь у них остается менее двух месяцев, чтобы найти выход из дела Arctic Sunrise.