«Я провела в качестве журналистки четыре последних месяца с Эдвардом Сноуденом, раскрывшим секреты деятельности Агенства национальной безопасности. В конце этой недели я прилетела в Берлин». Сара Харрисон из организации WikiLeaks, сопровождавшая Сноудена в его путешествии из Гонконга в Москву, помогла ему получить временное убежище на год. Она оставалась с ним с 23 июня, когда они вместе приземлились в московском аэропорту. Журналистка покинула российскую столицу. Об этом организация Ассанжа дала сообщение в печать за подписью самой Харрисон.
Впервые после четырех месяцев проживания в России Эдвард Сноуден остался один, без «сопровождения» сотрудников WikiLeaks. Сара Харрисон рассказала о том, что она прилетела в Берлин. При этом она заявила: «Наши юристы мне сказали, что возвращение домой для меня небезопасно». Харрисон является гражданкой Великобритании. Она решила не возвращаться в Лондон, потому что боится ареста, как это случилось с Давидом Мирандой, партнером американского журналиста Гленна Гринуолда, первым опубликовавшего в английской газете Guardian разоблачения Сноудена деятельности Агенства национальной безопасности.
Давид Миранда был арестован в аэропорту Хитроу 18 августа этого года, когда он собирался лететь по билету, приобретенному лондонской газетой. Миранда помогал Гринуолду в его журналистской работе. Он был задержан на девять часов полицией и допрошен. У него конфисковали флешки и электронное оборудование на основании антитеррористических законов, тех же самых, которые позволяют задерживать бомбистов и курьеров «Аль-Каиды» в аэропортах английской столицы.
Новость о том, что Сара Харрисон прилетела из Москвы в Берлин, не возвращаясь домой, стала известна в Великобритании в то время, когда Миранда оспаривал в суде свой арест и конфискацию электронных материалов. Этот случай вызвал полемику в средствах массовой информации всего мира, потому что в обвинении Скотланд-Ярд оправдывает необходимость ареста Миранды. По мнению английских агентов, партнера Гринуолда можно считать заговорщиком в актах шпионажа и терроризма. «Мы считаем, что Миранда имел с собой материал, опубликование которого могло бы подвергнуть риску человеческие жизни, — говорится в докладной записке. — Вдобавок, публикация или угроза публикации этих материалов была нацелена на достижение политических и идеологических целей. Следовательно, это попадает под определение терроризма».
Именно эти утверждения и вызвали полемику: журналистская работа Гринуолда и других репортеров, Guardian и, вероятно, всех остальных газет, которые в эти месяцы работают с файлами Сноудена, рискует попасть под статью о шпионаже, в котором обвиняются те, кто передает информацию врагу, и под статью о терроризме, в котором обвиняются курьеры Аймана аз-Завахири.
Неясно, когда Сара Харрисон сможет вернуться из Берлина в Лондон. Она рассказала о случившемся: «Я работала в Гонконге в составе команды WikiLeaks, которая оценивала предложения о предоставлении Сноудену политического убежища и вела переговоры о его безопасном вылете из Гонконга, чтобы он смог воспользоваться своим правом попросить убежище. Я летела с ним в Латинскую Америку, когда Соединенные Штаты аннулировали паспорт Сноудена, что привело к его остановке в России. Следующие 39 дней я оставалась с ним в транзитной зоне московского аэропорта “Шереметьево”, где я помогала ему подавать просьбы о предоставлении политического убежища, обращенные к 21 стране, включая Германию. В конце концов, Россия удовлетворила его просьбу несмотря на давление со стороны Соединенных Штатов. Я оставалась с ним до тех пор, пока наша команда не убедилась, что он устроен, а правительства других стран не смогут вмешаться в его судьбу».
В своем сообщении Харрисон не дает никакой информации об условиях, в которых Сноуден живет в Москве. Она только подчеркивает, что он находится в безопасности. В интервью, предоставленном Espresso на прошлой неделе американцем Томасом Дрейком, бывшим сотрудником разведслужбы США, еще до Сноудена разоблачившим превышения полномочий NSA и обвиненным в шпионаже (это обвинение впоследствии распалось), Дрейк заявил: «Сноуден прекрасно себя чувствует в этих необычных обстоятельствах. Он внимательно изучил и усвоил уроки тех, кто действовал еще до него, узнал, что произошло со мной, с Челси Мэннинг (Chelsea Manning) (осуждена военным судом за передачу каблограмм и других документов WikiLeaks — прим. автора), Биллом Биннеем (Bill Binney) (другой руководитель АНБ, попавший под расследование после разоблачений деятельности агенства — прим. автора) и другими. Таким образом, он принял трудное решение бежать из Соединенных Штатов, чтобы с помощью неопровержимых документов разоблачить программу массовой государственной слежки».
Дрейк прилетел в Москву с целью получения премии Сэма Адамса. Как он сам объяснил Espresso, ее вручают за честность и чистоту в разведке и уточнил: «Тот, кто получает эту премию, не обязательно должен быть представителем разведслужб».
В только что опубликованном документе Харрисон напомнила о том, что в то время, как Сноуден находится в безопасности, Челси Мэннинг сидит в тюрьме, где отбывает 35-летний срок и подвергается насилию за то, что разоблачила истинную природу войны, а другой источник WikiLeaks Джереми Хэммонд (Jeremy Hammond), якобы передавший организации Ассанжа внутреннюю электронную почту американской частной разведслужбы Stratfor, именно в эти дни рискует быть осужденным на десять лет тюремного заключения. В своем сообщении Сара Харрисон написала: «Надеюсь, мне удалось доказать, что при наличии правильно организованной помощи разоблачители могут рассказать правду и сохранить свою личную свободу».
Харрисон напомнила о судьбах Гленна Гринуолда, Лауры Пойтрас (Laura Poitras) и Джейкоба Аппельбаума. Американка Пойтрас вместе с Гринуолдом получала файлы от Сноудена, а Джейкоб Аппельбаум является признанным экспертом в области информационной безопасности. Он работает вместе с Пойтрас и редакцией еженельника Spiegel над файлами. С тех пор, как они стали работать с документами и публиковать их, они не появляются в Соединенных Штатах, опасаясь серьезных судебных последствий. «Фактически они пребывают в ссылке, — пишет Харрисон. — Задача прессы — разоблачать с помощью документов незаконную деятельность власть имущих. Однако именно журналистов преследует за их работу».
В течение трех лет Сара Харррисон старалась, как и вся команда WikiLeaks, не афишировать свою деятельность, но когда 23 июня этого года она приземлилась в Москве, то оказалась в центре внимания средств массовой информации всего мира.
Espresso две недели назад рассказал о ее деятельности, благодаря которой мировые СМИ получают информацию, потому что Харрисон работает над документами WikiLeaks до их опубликования. Это тяжелая работа, включающая проверку и исследования.
Гленн Гринуолд кратко написал о Харрисон в социальной сети Twitter: «Ее заслуга гораздо более значительна, чем это было до сих пор признано. Ее смелость поразила меня».
Отец журналистки Ян Харрисон (Ian Harrison) на вопрос Espresso о том, верит ли он в то, Сара сможет вернуться домой, ответил: «Да, в конце концов, она вернется. Она не сделала ничего противозаконного».