Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Каждому ясно, что очередной «процесс» ничего не изменит в сложившейся реальности. Будут меняться названия – «переговоры», «мирные инициативы», «встречи для сближения позиций», «челночная дипломатия». Одни и те же церемонии, меняются только актеры. Уже не столь короткая история «конфликта» сформировала собственные законы и правила, которые всем хорошо знакомы. «Процесс» не решает «конфликт», не продвигает его и не вносит в него изменения.
Поворотные моменты в истории конфликта, когда казалось, что есть шанс на его урегулирование, связаны с именами смелых лидеров: Бен-Гурион в 1948-м, Рабин в 1992-м, Ариэль Шарон в 2005-м.
Почему все миротворческие процессы не приводят к желаемому результату - окончанию палестино-израильского конфликта. Потому что в конфликте замешаны слишком многие силы, исповедующие опасные идеологии, имеющие противоречащие друг другу интересы.
Всякий раз, когда «процесс» начинает развиваться, эти силы вступают в противоборство друг с другом. Каждый шаг вправо сопровождается шагом влево. Каждые два шага вперед завершаются тремя шагами назад. Национальные идеологии – сионистская и палестинская - не меняются, баланс сил – сильный с военной точки зрения, но слабый – с политической, Израиль остается прежним.
Читайте также: Почему Израиль не сумеет заключить мир с палестинцами
Палестинцы опасаются израильской реакции. Израильтяне завершили этап признания оккупации (благодаря столь ненавидимым Норвежским соглашениям), но не перешли на стадию готовности отказа от оккупации через разделение. Поселенцы продолжают диктовать свою волю большинству граждан, несмотря на то что большой симпатией этих граждан они не пользуются. Американские президенты сменяют друг друга, американские посланники приезжают и уезжают, уже и интифады вспыхивают и затухают.
Процесс не сдвинется с мертвой точки потому, что в этом сложном сплетении интересов существующий статус-кво является наиболее удобным положением для всех - точнее, для всех политиков. Абу-Мазен знает, что третья интифада станет для него концом, Нетаниягу вынужден подыгрывать американцам. Возможные «международная изоляция» и «ухудшение статуса государства» не мешают израильтянам хорошо проводить время – ездить в отпуск в Турцию или проводить демонстрации в поддержку экономических требований среднего класса.
Поселения на территориях продолжают застраиваться, фраеры продолжают ходить на резервистскую службу, солдаты боевых подразделений скучают во время патрулирования палестинских деревень на Западном берегу и мечтают о чем-либо «более серьезном» - война в Ливане, операция в Газе. А у израильской политики есть только одна перспектива – краткосрочная, никаких планов на отдаленное будущее.
До тех пор, пока статус-кво будет главным игроком в региональной политике, мы будем становиться свидетелями очередных «мирных процессов», сопровождаемых скучными репортажами журналистов. И вновь увидим тот же ритуал освобождения убийц и демонстраций против этого шага. Возможен недолгий мораторий на строительство в поселениях. Вот и все. Так выглядит конфликт сегодня. Много слов и эмоций, но никому по-настоящему нет до него дела.