Прежде я уже писал об утечке мозгов из России и о том, что — в противовес всем заявлениям прессы — если взглянуть на фактическую иммиграционную статистику, можно наглядно увидеть, что отток профессионалов из России существенно замедлился. Между тем, вы по сей день регулярно сталкиваетесь со статьями, где говорится, что россияне массово покидают свою родину, пытаясь убежать от бесчинств Путина и жалкого существования в этой коррумпированной и неумело управляемой стране. The Economist дошел до того, что сообщил нам, что главной статьей экспорта России являются люди.
Всеобщий консенсус среди журналистов, которые пишут подобные статьи, заключается в том, что Россия продолжит терять своих лучших, самых блестящих граждан, пока ее власти не освободят прессу, не проведут реформу судебной системы, не защитят выборы от фальсификаций и в целом не начнут поддерживать участие общественности в политике. По сути, Россия, с их точки зрения, должна стать похожей на Польшу, Чешскую республику, Словакию и другие восточноевропейские страны, которые успешно присоединились в Евросоюзу и стали «нормальными».
Тем не менее, существует одна проблема: некоторые из государств этого региона, которые добились больших успехов в реформах в сфере политики, экономики и судопроизводства, сами страдают от «утечки мозгов». Автор статьи, недавно опубликованной в The Economist, пишет о том, что в течение последних нескольких лет поток людей, покидающих Польшу, на самом деле продолжал увеличиваться, несмотря на то, что экономика Польши пережила финансовый кризис без особых потерь, и на то, что большая часть Западной Европы сейчас погрузилась в состояние рецессии. Все именно так, ребята: государство, которое чаще, чем другие страны региона, называют символом смелых и успешных политических и экономических реформ, тоже страдает от набирающей обороты утечки мозгов.
Читайте также: Миф об утечке мозгов из России
Почему люди уезжают из Польши? Разумеется, не из-за коррумпированности и деспотичности своего правительства. Правительство Польши является открытым и ответственным, а выборы в этой стране — совершенно совершенно свободные и справедливые, и так было с конца 1980-х годов. Коррупция и бюрократические проволочки имеют место на низшем уровне (а где их нет?), однако будет совершенно справедливым сказать, что в конце 2013 года польское государство является значительно более либеральным и демократическим государством, чем российское. Польша обгоняет Россию практически по всем показателям эффективности работы правительства, и то же самое можно сказать об открытости и прозрачности его действий.
Люди уезжают из Польши по одной простой причине: зарплаты там намного ниже, чем в государствах Западной Европы. Вот и все. Люди, покидающие Польшу, чтобы работать в Лондоне, Париже или — как утверждает автор статьи в The Economist — в Брюсселе, делают это не по политическим причинам: они просто хотят заработать, чтобы иметь возможность вести более комфортную жизнь. Даже спустя 20 с лишним лет роста Польша все еще сильно отстает от ведущих европейских стран: в 2012 году среднедушевой доход в Польше составлял всего 54% дохода жителей Германии. Это значит, что, даже если польская экономика продолжит быстро расти, а Западная Европа — стагнировать, Польше потребуется несколько десятилетий, чтобы полностью догнать Западную Европу по уровню жизни. А до тех пор мы, по всей видимости, продолжим наблюдать за неиссякаемым потоком людей, уезжающих из Польши на Запад, потому что зарплаты на Западе (особенно в случае неквалифицированного труда) будут выше.
Мне бы не хотелось смеяться над несчастьями Польши или предсказывать ей мрачное будущее. В течение последнего десятилетия польская экономика демонстрировала впечатляющие результаты, и, если утечка мозгов — это на самом деле такой ужасный феномен, то он не нашел никакого отражения в значимой статистике. Мне бы хотелось только подчеркнуть, что в экономическом отношении Восточная Европа всегда отставала от Западной, и что коммунизм лишь усугубил ситуацию. Уровень жизни в Западной Европе настолько выше уровня жизни в Восточной, что правительства региона не смогут сделать ничего, чтобы предотвратить отток людей — если только они не решат восстановить железный занавес. Люди стремятся к расширению экономических возможностей, поэтому в борьбе за рабочую силу страна со среднедушевым доходом в 20 тысяч долларов неизбежно проиграет стране, где среднедушевой доход составляет 40 тысяч долларов.
Другими словами, Россия может проводить реформы до бесконечности, она может добиться формирования самого демократического и эффективного правительства в истории человечества, и, тем не менее, люди все равно продолжат уезжать на Запад, просто потому что Запад намного богаче. Это вовсе не означает, что в России не нужно проводить реформы. Это означает, что даже если в России будет проведена либерализация всех ее политических институтов, мы все равно будем сталкиваться с бесконечной чередой статей, оплакивающих «утечку мозгов».