Неизвестно, почему демонстрантам, участвовавшим в Марше независимости (проходившем в Варшаве 11 ноября, — прим.пер.) разрешили пройти мимо российского посольства, хотя антироссийские настроения и лозунги патриотических сил ни для кого не были секретом. Неизвестно, почему посольство не охранялось соответствующим образом — кордоном полиции. Что было бы, если бы кто-то из людей в масках перебрался по другую сторону забора посольства, а кто-то из российской охраны отнесся к этой угрозе серьезнее, чем наша полиция, и открыл огонь?
Вопрос безопасности дипломатических учреждений, особенно вызывающих такие эмоции, как российское, это очень серьезное дело, которое выходит за рамки местных польских проблем. Страна, которая не способна защитить посольства от толпы, выглядит просто несерьезно. Города, в которых происходят подобные вещи, — это Багдад, Тегеран или Могадишо, но никак не столицы европейских государств. Тем более что речь идет об основе нашей политики в отношении восточного соседа. О нашей надежности. Сейчас из Варшавы в очередной раз (после беспорядков на прошлогоднем Чемпионате Европы по футболу) пошло сообщение: россияне, мы вас здесь не любим.
Читайте также: Польские власти осудили действия хулиганов 11 ноября
Какими будут последствия, понятно. Российские СМИ пока кратко сообщают о сгоревшей будке охраны и штурме ограждения посольства, но нет никаких сомнений, что инцидент станет очередным камнем в огород с тщательно культивируемыми русофобскими грядками. В подходящий момент Москва нам это припомнит и соберет с этого огорода обильный урожай. Ей будет приятно это сделать, потому что мы беспрестанно клеймим ксенофобские акции у наших восточных соседей и постоянно рассказываем страшилки о российских экстремистах, которые с подачи Кремля пылают ненавистью к полякам.
Сгорел ли хоть один польский флаг 4 ноября во время якобы антипольского праздника (годовщина изгнания поляков из Москвы в XVII веке)? Звучали ли антипольские лозунги, подверглось ли нападению польское посольство? Нет, лозунги были отвратительные, антимигрантские. Состав демонстраций был аналогичен нашему «маршу независимости»: футбольные фанаты и гопники. Одним словом, не кроткие ягнята и не цвет молодежи. Закончилось все тоже столкновениями с полицией. Но антипольских инцидентов или даже акцентов не было. Какой вывод? Или среди россиян таких настроений нет или, что более вероятно, они мало интересуются нашей страной, а их руководство более умело направляют эмоции толпы в нужное русло (в последнее время против мигрантов). Оно лучше умеет обеспечивать безопасность на демонстрациях, используя, кажущиеся нам странными, но в итоге эффективные рамки-металлоискатели для обнаружения опасных предметов у каждого участника демонстрации. А наш импровизированный бардак и страх перед обвинениями в притеснении демократических свобод парадоксальным образом способствует ослаблению нашей демократической риторики. Не только в отношении России, но и всех других восточных соседей. Все это снизит убедительность положительного примера Варшавы и ослабит стимулы к переменам на востоке, способствуя закреплению приписываемых нам теми, кто действительно болеет в Москве против нас, воззрений, что поляки борются не за свободу и демократию, а просто ненавидят русских.