Бывшие советские республики, решившие присоединиться к торговому блоку ЕС, рискуют навлечь на себя российскую кару.
73-летний Владимир Пирогов, который 50 лет проработал тренером на городском стадионе в Ялте в те счастливые годы, когда советский спорт хорошо финансировался, сегодня проводит свои дни, устроившись на табуретке рядом с изящным променадом этого крымского курорта, где он продает туристам свои картины. Живя сегодня на Украине, люди его поколения по-прежнему смотрят на восток в сторону России, говорит он. «В Европе мы не нужны. Там не нужны наши заводы, наш экономический потенциал. Мы здесь в основном русскоязычные, — заявляет Пирогов. — И мы хотим жить с Россией».
Ялта — это знаменитый город, где Сталин, Черчилль и Рузвельт в 1945 году делили послевоенную Европу, закладывая основы того, что позже станет Железным занавесом. Сегодня, когда Западная Европа и Россия снова ведут борьбу за влияние на Украине и в других государствах в центре континента, многие в Ялте уже не разделяют ностальгию Пирогова по советским временам.
31-летний безработный Николай Слотенко говорит, что лучшее будущее молодежи даст только дальнейшая интеграция с ЕС. «Мы хотим, чтобы Европа открыла свои границы, позволив нам свободно ездить туда, — говорит он. — Мы хотим быть там, где достойные зарплаты, приличные дороги, хороший жизненный уровень. Неужели вы не понимаете?»
Решения ближайших недель могут определить будущее жителей Ялты и миллионов граждан бывших советских республик на многие годы вперед. Они определят, сможет ли европейская модель рыночно ориентированной демократии играть более важную роль в их жизни — или же это сделает более авторитарная российская модель, действующая на значительной части постсоветского пространства.
Эта новая битва за умы и сердца, идущая между ЕС и Россией, чем-то напоминает соперничество времен холодной войны. ЕС предлагает шести бывшим советским республикам заключить чреватые серьезными последствиями соглашения о торговле и «ассоциации» в рамках своей программы Восточного партнерства. Он надеялся подписать или запарафировать такие соглашения на специальном саммите в Вильнюсе 28 ноября с четырьмя государствами — Украиной, Молдавией, Арменией и Грузией.
Но в этой битве звучат и более свежие отголоски — о том, как Запад в 2008 году пытался вывести Украину и Грузию на дорогу, ведущую к вступлению в НАТО, что привело к пятидневной войне между Россией и Грузией. Россия видит в инициативе ЕС очередной маневр, направленный на то, чтобы вывести эти республики с ее орбиты, но не военными, а экономическими средствами.
Читайте также: Опыт Балтии для украинцев
Никто не думает, что на сей раз все закончится войной, но может произойти резкая эскалация торговых споров, так как Россия делает все возможное в попытке отговорить эти страны от партнерства с ЕС. Президент Владимир Путин хочет, чтобы вместо этого они присоединились к Таможенному союзу, созданному Россией и бывшими советскими республиками Белоруссией и Казахстаном. А к 2015 году Таможенный союз должен превратиться в «Евразийский экономический союз» — став неким подобием ЕС для постсоветских государств.
Поскольку торговые правила двух организаций несовместимы, одновременное членство в ЕС и Таможенном союзе невозможно.
Силовые методы Москвы включают меры давления в сфере торговли, энергетики и безопасности. Что касается Украины, тот оттуда в последние месяцы ограничен импорт буквально всего, от стали до шоколадных конфет — и объясняются такие действиями соображениями безопасности и заботой о здоровье потребителей. В августе Москва временно ввела карательные меры на таможне и в отношении других товаров, показывая, на какие шаги она может пойти, если Киев подпишет соглашение с ЕС. Это оказывает мощное давление на Украину, которая уже находится в состоянии рецессии и периодически проводит переговоры о кредитах с Международным валютным фондом.
Россия также запретила экспорт из Молдавии ее самых важных товаров, какими являются вино и коньяки, и пригрозила прекращением поставок газа этой самой бедной стране в Европе. («Надеемся, что вы не замерзнете» этой зимой, мрачно заметил приехавший туда заместитель российского премьер-министра.)
В Грузии российские войска возводят заграждения из колючей проволоки на ее границе с самопровозглашенной республикой Южная Осетия, которую Россия оккупировала после войны 2008 года. Тбилиси посчитал это актом ползучей аннексии. Между тем, Армения столкнулась с тем, что Россия подняла для нее цены на газ и подписала контракт на поставку оружия на 4 миллиарда долларов ее врагу Азербайджану. Россия даже запретила импорт молочной продукции из Литвы — видимо в отместку за то, что эта прибалтийская республика, вместе с двумя другими постсоветскими государствами вступившая в ЕС, будет проводить саммит, где ожидается подписание соглашений об ассоциации.
Армения сдалась. Спустя три месяца после завершения переговоров о соглашении с ЕС она объявила в сентябре, что вместо этого вступит в Таможенный союз России. Бывший грузинский посол и тбилисский внешнеполитический аналитик Александр Рондели шутит, что русские плохо владеют искусством «мягкой силы», или привлекательности, но «они знают, как использовать мягкий шантаж».
ЕС тоже оказывает давление, но по-другому. Он требует от участников Восточного партнерства проведения непростых реформ политической и судебной системы. В частности, он настаивает на том, чтобы Украина выпустила на свободу бывшего премьер-министра и одного из лидеров оранжевой революции 2004 года Юлию Тимошенко. По словам Брюсселя, арест Тимошенко после прихода к власти ее заклятого врага Виктора Януковича в 2010 году является примером «избирательного правосудия», от чего Украина должна отказаться.
Также по теме: Как гармонизировать украинское общество?
В разнице подходов прослеживается острый контраст. ЕС считает Восточное партнерство лучшим способом для распространения демократических ценностей за пределы своих восточных границ. Россия же настаивает на том, чтобы эти страны присоединились к ее единому рынку и подчинились его правилам. При этом ее вполне устраивает то, что авторитарная элита и система самовластия останется в целости и сохранности.
«По мнению Кремля, успешное претворение на практике [в бывших советских республиках] политико-экономической модели по типу ЕС, которая основана на правилах и приводится в действие ценностями, создаст прямую угрозу якобы особенной...модели управления, которой в настоящее время придерживается Москва, — говорит аналитик Chatham House Джеймс Шерр (James Sherr). — Сейчас у нас в Европе существуют две разные нормативные юрисдикции Это новая линия раздела в Европе, и вопрос в том, где проходит граница».
Для обеих систем ноябрьский саммит в Вильнюсе может стать решающим моментом. И в центре их внимания оказывается одна страна — Украина, которая со своим населением в 46 миллионов человек является самой крупной в Европе страной по площади, если не считать европейскую часть России.
По мнению России, утрата этой славянской страны, которую она считает древней колыбелью своей цивилизации, приведет к тому, что ее концепция Евразийского союза навсегда останется незавершенной. «У нас очень схожая культура, языки, традиции и менталитет. У нас, безусловно, общие исторические корни, — сказал в сентябре Путин об Украине. — Потому что мы — один народ».
Восточное партнерство предлагает соглашения, аналогичные тем, которые ЕС подписал в 1990-х годах с бывшими коммунистическими государствами Центральной Европы, десять из которых спустя десятилетие стали его членами. Соглашения о политическом сотрудничестве и свободной торговле являются самыми крупными и самыми сложными среди тех документов, которые Брюссель предлагает не входящим в состав ЕС странам. Они требуют, чтобы эти страны внедрили в свое национальное законодательство около 95% торговых и экономических законов Евросоюза. Они могут также привести к безвизовому режиму.
Дав бывшим советским республикам возможность участвовать в торговле и инвестициях по правилам ЕС, эти соглашения способны стать мощной движущей силой модернизации и развития. Но они также открывают двери этих стран навстречу холодным ветрам конкуренции со стороны европейских производителей. А поскольку члены ЕС не желают поддерживать никакие действия, смахивающие на будущую экспансию, эти соглашения в открытом виде не предлагают «перспектив» будущего членства в Евросоюзе.
Российский план создания Евразийского союза это самая целенаправленная из нескольких предпринимавшихся попыток возродить экономические связи, утраченные в результате распада Советского Союза в 1991 году. Российские руководители настаивают, что это торговый блок, а не какой-нибудь там неоимперский проект.
Читайте также: Зачем Янукович встречался с Путиным
У них вызвали раздражение прошлогодние высказывания Хиллари Клинтон, сделанные ею в последние дни пребывания на посту госсекретаря США, когда она предупредила о попытках новой «советизации региона».
«Печально слышать, что эти призраки холодной войны все еще живы, — говорит министр торговли нового объединения Андрей Слепнев. — Во-первых, наш Таможенный союз построен исключительно как экономический союз. Во-вторых, в мире существует десяток таможенных союзов. И никто не обвиняет страны МЕРКОСУР или АСЕАН в том, что они создают империю».
Путин также заявил иностранным журналистам, что у России нет ни желания, ни стремления возродить советскую империю.
Он отрицает то, что Россия запугивает своих соседей, принуждая их к отказу от плана ЕС. Однако Путин говорит, что у Москвы есть вполне обоснованные и законные экономические опасения. Если Украина или Молдавия откроют свои границы для товаров из ЕС, считает он, их собственная продукция будет выдавлена с внутреннего рынка и заполонит рынок России. Поэтому Москва должна «защищать свой рынок». Но она «не вмешивается и не ставит под сомнение» суверенное право других стран принимать решения в пользу ЕС.
Однако знающие Путина люди говорят, что построение Евразийского союза с включением в него Украины является его личным и любимым проектом. Российская инициатива также нацелена на страны бывшей советской Центральной Азии, которые выходят за рамки планов ЕС. Там Россия намерена противостоять растущему влиянию Китая.
Некоторые специалисты по внешней политике предупреждают, что ЕС и Россия неправы, по сути дела, вынуждая бывшие советские республики выбирать между ними. Для большинства из них имеет смысл сотрудничать с обоими, поскольку большая часть торговли у них по-прежнему осуществляется с Россией и с постсоветскими государствами.
«ЕС/США и Россия зачастую непреднамеренно вынуждают эти государства делать антагонистический выбор, — говорит Сэмюэл Чарап (Samuel Charap) из вашингтонского Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies). — В некоторых случаях такой выбор углубляет социальные и политические противоречия».
Похоже, сейчас уже поздно исправлять планы ЕС и России, делая их совместимыми. Поэтому дни до вильнюсского саммита и после него обещают быть напряженными. Хотя Армения отказалась от соглашения, Молдавии и Грузии еще предстоит официально согласовать тексты своих договоренностей. Это будет конечный этап перед подписанием, которое может состояться в будущем году. Украине же предстоит подписать соглашение. Но она сталкивается с наибольшим количеством затруднений, да и создает их тоже немало.
Для руководства в Киеве интеграция с ЕС может стать оптимальным способом обеспечить Украине долгосрочный путь развития и модернизации. Однако необходимые институциональные реформы (Шерр из Chatham House называет их «вежливым эвфемизмом, означающим разрыв связей между политикой, бизнесом и криминалитетом) могут привести к ослаблению их власти и контроля над национальными богатствами.
Также по теме: Европейский союз , Украина и Россия на распутье
Между тем, вступление в российский Таможенный союз обеспечит Украине снижение цен на газ, от которого она очень сильно зависит, но за который сегодня платит по самым высоким в Европе ценам. Однако многие представители украинского руководства опасаются, что присоединение к Таможенному союзу ослабит независимость страны, которую она обрела в 1991 году, и снова превратит ее в российскую провинцию.
Президент Янукович должен также решить вопрос об освобождении и помиловании Тимошенко, как того требует Евросоюз. Но она остается одним из самых популярных на Украине оппозиционных политиков, и может выступить против него на президентских выборах в 2015 году. В предстоящие дни украинский парламент проведет голосование по законопроекту, который позволит ей уехать на лечение в Германию, поскольку у нее хроническое заболевание спины. Этот компромисс предложили дипломаты из ЕС. Однако сейчас совершенно не ясно, пойдет ли на это Янукович.
Шерр говорит, что ЕС стоит перед безальтернативным выбором. Он должен решить, подписывать ли соглашение с морально запятнанной страной, которая в последние годы отказывается от демократических норм и правил, или позволить России добиться своего методами «мягкого шантажа». Киев в последние месяцы ускорил работу по реализации реформ ЕС. Однако некоторые европейские руководители опасаются, что после подписания соглашения украинское руководство охладеет к реформам.
Прежде всего, говорит Шерр, ЕС и МВФ должны быть готовы к оказанию помощи Украине, чтобы та смогла преодолеть последствия российского возмездия. «Если мы подпишем соглашение, я думаю, что Россия попытается довести Украину до экономического коллапса», — отмечает он.
Военные учения: Действия ЕС усиливают тревогу Москвы
На прошлой неделе в Эстонии 6-тысячная натовская группировка была поднята по тревоге на защиту этой прибалтийской республики от вторжения. По сценарию интервентом стало вымышленное государство Ботния, а военные учения проходили под кодовым названием Steadfast Jazz. Это были самые крупные военные маневры НАТО за последние семь лет, проведенные в одной из трех бывших советских республик, вступивших в ЕС и Североатлантический альянс. И они очень многое говорят о сохраняющейся взаимной подозрительности.
Маневры НАТО состоялись спустя несколько недель после того, как российские войска провели свои учения по отражению нападения на Белоруссию, которая по-прежнему находится на московской орбите. НАТО заявляет, что ее учения не направлены против России. Ранее то же самое заявляла Москва.
Однако для Москвы расширение Североатлантического альянса, вплотную приблизившегося к ее границам и включившего в свой состав некоторые части бывшей российской, а затем советской империи, остается одним из самых болезненных моментов в отношениях с Западом. Российские руководители утверждают, что Соединенные Штаты нарушили свое обещание не расширять границы НАТО после роспуска Советского Союза. В сентябре один высокопоставленный российский военачальник неофициально заявил иностранным журналистам, что Москва по-прежнему считает НАТО угрозой.
По словам аналитиков, западные руководители вряд ли осознают, насколько провокационным кажется Москве продвижение НАТО в восточном направлении. ЕС ненароком посылает аналогичные провокационные сигналы со своей программой Восточного партнерства. Сэмюэл Чарап из Международного института стратегических исследований отмечает, что страны, наблюдающие активное оборонное строительство у своих рубежей, а также расширение военных альянсов, в состав которых они не входят, пусть эти альянсы как будто и не направлены против них, сталкиваются с «дилеммой безопасности». У них возникает острое ощущение собственной незащищенности. Если расширение НАТО спровоцировало классическую версию такой дилеммы, которая встала перед Москвой (хотя теоретически альянс открыт для вступления России), то планы ассоциации ЕС создали «интеграционную дилемму», потому что Россия осталась в стороне от них.
«Не следует удивляться тому, как Москва, решившая, что эти планы будут иметь для нее крупные негативные последствия, ответила на них, выступив со встречными интеграционными предложениями, исключающими планы ЕС», — говорит Чарап.