Визит российской делегации свидетельствует о стремлении Москвы восстановить свое влияние на Ближнем Востоке.
Египет и прибывшая туда российская делегация провели военные переговоры на высоком уровне, назвав их возрождением давних отношений. Это сразу вызвало предположения о том, что Каир перестраивает свою внешнюю политику из-за недовольства Соединенными Штатами.
Визит в Каир российских министров иностранных дел и обороны рассматривается как попытка Москвы воспользоваться напряженностью между США и их арабскими союзниками и восстановить свое влияние на Ближнем Востоке, утраченное с распадом Советского Союза.
«Россия не является заменой какому бы то ни было союзнику, — сказал во время совместной пресс-конференции со своим российским коллегой министр иностранных дел Египта Набиль Фахми (Nabil Fahmy). — Россия обладает слишком большим весом, чтобы считать ее заменой кому-то».
Советский Союз был ключевым союзником Египта и других арабских стран в 1950-х и 1960-х годах, когда те вели борьбу против Израиля, пользовавшегося поддержкой США в ходе нескольких ближневосточных войн. Тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdel Nasser) пользовался неизменной поддержкой Советов в своей резко националистической политике, бросая вызов США в этом регионе.
Состоявшиеся на этой неделе встречи стали переговорами самого высокого уровня между двумя странами по вопросам военной помощи с 1970-х годов, когда правительство Египта выгнало из страны советских военных советников и начало сближение с Западом.
Обе страны назвали этот двухдневный визит историческим. Официальные лица делали намеки на то, что близка сделка по поставкам оружия, однако не было сказано ни слова о каком-либо соглашении.
«Сегодня мы продолжили обсуждения по проектам военного и военно-технического сотрудничества, — заявил в Каире министр обороны Сергей Шойгу, чьи слова приводит российское информационное агентство „Интерфакс“. — Мы договорились, что в ближайшем будущем предпримем шаги по их юридическому оформлению».
«Военно-техническое сотрудничество» — это такая фраза, которой российские руководители обозначают поставки вооружений.
Египетский министр обороны Абдель Фаттах аль-Сиси (Abdel Fattah Al Sisi) заявил Шойгу, что визит стал сигналом «плодотворного сотрудничества в военной сфере», о чем сообщило египетское информационное агентство.
Тем не менее, Египту будет сложно найти деньги на оплату нового российского оружия и военной техники, и кроме того, ее невозможно интегрировать и использовать в комплексе с американскими системами, имеющимися на вооружении у египетской армии.
На протяжении последних тридцати лет Соединенные Штаты были главным военным и финансовым спонсором Египта. Однако Вашингтон весьма прохладно отнесся к переходному правительству, сформированному военными после июльского переворота, когда был свергнут Мохаммед Мурси (Mohammed Morsi) из организации «Братья-мусульмане», ставший первым свободно избранным президентом Египта.
Весьма слабая поддержка Вашингтона тем силам, которые свергли Мурси, а также приостановка американской помощи Египту, составляющая примерно 1,3 миллиарда долларов в год, вызвали возмущение у египетского руководства и антиамериканскую реакцию в СМИ страны.
Американские официальные лица выразили обеспокоенность в связи с арестом Мурси и жесткими преследованиями «Братьев-мусульман», которые привели к гибели более 1000 гражданских лиц с момента осуществления переворота.
Тем не менее, американская помощь будет, скорее всего, возобновлена, когда Египет проведет новые выборы, восстановив какое-то подобие демократии и отказавшись от правления военных.
Саудовская Аравия, с энтузиазмом поддержавшая переходный режим в Египте, потеплела по отношению к Москве, и в то же время выразила возмущение в связи с готовностью Вашингтона вести переговоры с Ираном и добиваться политического, а не военного решения сирийской проблемы.
Однако Россия поддерживает сирийское правительство в его борьбе против повстанцев, что порождает противоречия между русскими и саудовцами, которые оказывают основную поддержку боевикам оппозиции.
Специалист по Египту Шади Хамид (Shadi Hamid), работающий научным сотрудником в Центре Брукингса в Дохе, сказал, что сближение между Россией и арабскими странами является стратегией давления на Вашингтон, а не созданием новых альянсов.
«Египтяне используют это в качестве инструмента для торга, посылая США сигнал о том, что у них есть другие партнеры и другие люди, к которым они могут обратиться, — заявил он. — Возможно, это принесет свои результаты. Политические руководители в США подумают: „Мы не хотим терять Египет и отдавать его России, поэтому давайте поторопимся и возобновим предоставление помощи“».
По словам Хамида, переходное правительство Египта сблизилось с российской позицией по Сирии. Отчасти это стало реакцией на альянс Мурси с повстанцами-исламистами во время его непродолжительного президентства.
Египетские и российские министры заявили о своей общей уверенности в том, что сирийский кризис следует урегулировать дипломатическими средствами.
В последние десятилетия российское влияние на Ближнем Востоке устойчиво ослабевало, и этот процесс ускорился в связи с приходом арабской весны, поскольку поддержка Кремля региональным диктаторам часто вызывала недовольство у новых революционных правительств.
Однако Россия стремится противостоять американскому влиянию в регионе, и в этих целях, среди прочего, работает над налаживанием отношений с новым ливийским правительством.
Россия набрала немало очков у египетских властей, отказавшись от публичной критики тех репрессий, которые помогли военным вернуться к власти.
«Российская Федерация неизменно исходит из принципов невмешательства во внутренние дела любых государств; мы уважаем суверенитет Египта и право египтян самостоятельно определять судьбу своей страны», — сказал российский министр иностранных дел Сергей Лавров во время совместной пресс-конференции со своим египетским коллегой Фахми.
До недавнего времени Ближний Восток был ведущим рынком для экспорта российского оружия, и Кремль рассматривает в качестве приоритета увеличение объемов продаж в этот регион.
Но хотя представители российской оборонной промышленности в последние дни много говорят о возможном наращивании поставок в Египет после состоявшегося визита, эта страна давно уже пользуется американской техникой, а ее текущие финансовые проблемы оставляют мало возможностей для новых крупных сделок.