Военные или спецслужбы, тайно или открыто - для американских служб границ не существует. А что Германия? Она наблюдает за происходящим. Или спрашивает, чем еще может помочь. О роли ФРГ в американской «борьбе с террором».
У каждой страны есть свой болевой порог. Для Германии таким порогом стала история с прослушиванием телефона Ангелы Меркель, организованном прямо из центра Берлина подразделением АНБ и ЦРУ, специальной службой сбора данных. Отслеживание немецкой внутренней и внешней политики является шпионажем даже в том случае, если речь идет о союзных службах. Но Германия, похоже, настроена решительно и намерена проигнорировать и этот порог. Здесь это уже стало практически традицией.
В 80-е годы американский шпион передал Штази более 13 тысяч страниц секретных документов. Отличный продукт высочайшей степени секретности, содержащий, среди прочего, более 4 тысяч страниц из отдельного списка секретной информации. Речь идет о секретных документах американского правительства о том, какая страна должна подвергаться шпионажу. Многие страницы из этого списка, должно быть, посвящены целям в западной Германии.
Оговорка «должно быть» означает, что этот эпизод уже нельзя точно реконструировать. После объединения страны документы оказались на Западе. Для немецких служб это была единственная возможность понять, что же делали американские шпионы на немецкой земле.
Однако правительство Гельмута Коля решило, даже не открывая документы, передать их американским друзьям. Копии делать не разрешалось. Материал принадлежит американцам - таково было обоснование.
Сегодняшняя позиция федерального правительства кажется, напротив, практически агрессивной. В контексте истории вокруг прослушки мобильника Ангелы Меркель и шпионажа на территории Германии американцам были заданы вопросы, однако подробных ответов на них, к сожалению, не было. Немецкие спецслужбы и политики, наверное, уже привыкли к тому, что американские спецслужбы и военные в Германии ведут себя как у себя дома. Они прослушивают устройства, взламывают коды, вербуют информаторов, наблюдают за подозреваемыми, похищают противников или агентов чужих стран. Все это известно уже многие годы.
Поскольку ответственные министерства и аппарат немецких спецслужб на более или менее значительные вопросы о деятельности партнерских спецслужб в Германии реагируют, в основном, заверениями, мол, они обладают только данными из СМИ и не имеют другой информации, команда Северо-германского радио и газеты Süddeutsche Zeitung попыталась в последние месяцы пролить свет на темное прошлое царства секретной информации. Очевидно, что некоторые вопросы останутся открытыми, но более отчетливыми станут очертания этой огромной империи.
Читайте также: Спецслужбы рассорили Меркель с Обамой
В Германии находятся 43 тысячи американских солдат, всего американцы располагают на территории страны почти 40 военными базами. Американское атомное оружие хранится предположительно на авиационной базе в Бюхеле в федеральной земле Рейнланд-Пфальц. В фискальном 2012 году американское правительство выделило Германии 3 миллиарда долларов. Больше средств понадобилось только Афганистану, где вообще-то приходится финансировать войну. В Германии это уже не нужно. Там, где американская армия и спецслужбы во время холодной войны защищали, прежде всего, Запад, сегодня они ведут всемирную секретную войну, направленную против международного права. Из Германии - Рамштайна и Штутгарта - американские солдаты управляют «войной беспилотников» в Африке. Необходимую информацию о возможных целях и террористах предоставляют сотрудники американских спецслужб, находящиеся в том числе в Германии. И они задействованы в том, как в ходе американских налетов на Африку гибнут гражданские лица.
Если оставить в стороне этот моральный аспект вопроса, остается ясным факт, что без поддержки Германии американская война против террора не была бы такой легкой в управлении. Германия является опорным пунктом в ведении секретной войны в Африке, перекрестным пунктом европейских действий ЦРУ, тренировочной платформой для запусков дронов по всему миру. Действительно, американцы отрабатывают в Германии маневры с 57 БПЛА. От Германии отказаться было бы невозможно.
Центром американских спецслужб в Германии является метрополия Рейна-Майн. Отсюда действуют агенты ЦРУ, АНБ, Секретной службы, Министерства внутренней безопасности и других ведомств. Но речь идет не только о старых, известных историях, в которых разворачивались грязные игры в Германии.
Уже давно на арену вышли новые игроки, еще более коварные, чем прежние. Они математики, специалисты по теории игр, статистики, эксперты в области обработки данных. Им не нужно больше устанавливать подслушивающие устройства в квартирах или в офисах. Они и так все услышат. Они работают на концерны, которые получают от спецслужб заказы и выполняют грязную работу - шпионят и анализируют, и даже похищают людей и пытают их. Каждый пятый сотрудник монстрообразного американского аппарата спецслужб не является госслужащим, а работает на частные компании. Одним из таких сотрудников до недавнего времени был Эдвард Сноуден.
Эта огромная теневая армия растет с каждым годом, в том числе в Германии. Федеральное правительство выдало 207 американским компаниям специальные разрешения на то, чтобы те исполняли на немецкой земле деликатные задания американского правительства. Только за аналитическую работу для спецслужб частные компании за последние пять лет получили 90,1 миллионов долларов. Большинство договоров уходит неизвестной широкой общественности компании SOS International. Американская компания, основанная мигрантом из Армении как небольшое бюро переводов, уже многие годы при задействовании немцев показывает двузначный миллионный оборот. Сотрудники фирмы работают, например, аналитиками, проектировщиками для своих заказчиков, то есть спецслужб. Они являются агентами на определенный срок.
Также по теме: Германия как союзник третьего сорта
Точное число частных агентов в Германии неизвестно, но их, о чем свидетельствуют документы, многие сотни. Но, в отличие от большинства официальных коллег из ЦРУ или АНБ, они не регистрируются в качестве дипломатов и консульских работников в немецких службах.
Напрашивается два вопроса. Кто может в Германии контролировать частных агентов? И кто захочет их контролировать, если даже официальных шпионов трудно отследить? Федеральное правительство, определенно, не имеет общего представления о них. И что самое главное - что, в общем-то, и привело к скандалу - не хочет иметь никакого представления. Конечно, посольства являются гнездами для шпионов. Но наличие прослушивающей вышки в американском посольстве в самом центре Берлина, при помощи которой, вероятно, и прослушивался мобильный телефон Меркель, это уже провокация, которая по своему масштабу уступает только пониманию немецких спецслужб. Вежливый хозяин не задает вопросов и игнорирует болевой порог.
Тем временем американские спецслужбы идут еще дальше. Сотрудники Службы секретных данных и Министерства внутренней безопасности решают в немецких аэропортах, кто может подняться на борт самолета, а кто - нет. Иногда они даже лично арестовывают подозреваемых. Может ли что-то подобное сделать немецкий служащий в Америке? Абсолютно исключено.
Действительно, немецкие спецслужбы поддерживают американских коллег, вместо того чтобы пресекать их действия. По данным бывшего сотрудника Пентагона, немецкие власти систематически снабжают их информацией, которую ФРГ получает от претендентов на убежище и которую американцы могут использовать при планировании налетов беспилотников. Сбор этой информации происходит в ведомстве по проведению опросов, находящемся в подчинении ведомства канцлера и, вероятно, сотрудничающем с немецкой внешней разведкой.
Каждая такая небольшая деталь может стать кусочком паззла, когда речь идет о том, уничтожить ли предполагаемого террориста при помощи беспилотника или нет. При наведении на цель собирается вся имеющаяся информация. Федеральное правительство оставило запрос Северо-германского радио и Süddeutsche Zeitung без существенного ответа. Более детальная информация затруднила бы работу ведомства по проведению опросов и разведывательной службы Германии, ее работоспособность и выполнение заданий могут оказаться под угрозой, было отмечено в правительстве.
«Все мы играем в свои игры», - говорит глава британской секретной разведслужбы в романе Грэма Грина (Graham Green) «Человеческий фактор».
Критика игры ФРГ еще обширнее. Некоторые «контрактники» работают не только на ЦРУ или АНБ, но и на различные федеральные министерства. Эти компании, которые были частично вовлечены в нарушения прав человека в ЦРУ, получают доступ к важным данным немецких ведомств. И кто может гарантировать, что они не передадут эти данные важным заказчикам, которые предоставят им миллионные контракты? Со стороны федерального правительства было бы наивным предполагать обратное, отмечает бывший высокопоставленный сотрудник АНБ.