Брюссель не сделал ничего, чтобы оказать давление на Москву в деле российских санкций в отношении Украины, хотя, как крупный торговый партнер России, имеет такие возможности.
Незадолго до ноябрьского саммита Восточного партнерства в Вильнюсе переговоры по ассоциации ЕС с Украиной зашли в тупик. Мы ставим себе вопрос, что является причиной этого.
Мы обвиняем Виктора Януковича, которого считают нецивилизованным политиком, человеком, который мстит, и для которого личные интересы и одержимость Юлией Тимошенко являются более важными, чем благо народа. Появляются также обвинения в том, что он договорился с Путиным в обмен на какую-то выгоду.
Однако, вопреки тому, что говорят в СМИ европейские политики, это не позиция президента Украины является главной причиной кризиса в двусторонних отношениях. Его источником является скорее полная взаимная несогласованность приоритетов и возможностей.
Для Европейского Союза ассоциация имеет цивилизационное измерение, которое связано с демократическими стандартами, правами человека и избирательным законодательством. Поэтому он сосредотачивается на деле освобождения Юлии Тимошенко, которая стала иллюстрацией отсутствия верховенства права на Украине.
Европейский парламент определил Александра Квасьневского и Пэта Кокса своими представителями, чтобы найти решение этой проблемы. В свою очередь, для Януковича наиболее важным является преодоление экономических трудностей.
Конкретный план уже сейчас
На Украине сейчас имеем дело с тремя параллельными процессами.
Во-первых, продолжается процесс внедрения изменений, которые ЕС поставил как обязательное условие подписания Соглашения об ассоциации. Подавляющее большинство требований, кроме вопроса Юлии Тимошенко, было уже выполнено. В то же время имеет место глубокий экономический кризис, который приводит к снижению доходов бюджета и проблемам с погашением внутренних и внешних задолженностей. В период с июля по сентябрь этого года валовой внутренний продукт уменьшился на 1,5 процента.
Читайте также: Спор вокруг освобождения Тимошенко
Перед Украиной виднеется призрак банкротства и невозможности выплаты социальных обязательств. В ноябре сумма свободных средств на счете Государственного казначейства составила всего 410 млн. гривен (около $ 50 млн.) – самый низкий уровень за 10 лет.
К этому добавляется огромное экономическое давление со стороны России, что усугубляет украинский кризис. Граница с Россией является практически закрытой для украинского экспорта. За последние девять месяцев товарооборот Украины и России снизился на 23 процента. Уменьшение доступа на рынок России ведет к закрытию компаний и увольнениям работников.
Никого, следовательно, не может удивлять то, что в этой ситуации приоритетом Януковича является обеспечение для своей страны возможности финансирования извне. Само подписание соглашения об ассоциации ничего не решит. Хотя в долгосрочной перспективе украинская экономика воспользуется доступом на европейский рынок, но в краткосрочной перспективе, положение украинских предприятий ухудшится. Им потребуется время, чтобы адаптироваться к европейским требованиям, и в то же время на внутреннем рынке их ожидает жесткая конкуренция со стороны европейских компаний.
Таким образом, становится ясно, что для Украины крайне важным является получение финансирования для амортизации потерь, вызванных отсутствием в переходный период конкурентоспособности и российскими санкциями. Если Янукович подпишет соглашение об ассоциации без гарантий договориться относительно финансирования с МВФ или ЕС, то он подвергнет свою страну огромным потерям, которые ни один здравомыслящий политик не может себе позволить.
Что еще хуже, невзирая на то, что российские санкции в отношении Украины из-за ее желания ассоциироваться с ЕС, являются очевидным вызовом также и для Брюсселя, он не сделал ничего, чтобы оказать давление на Москву в этом деле, хотя, как крупный торговый партнер России, имеет такие возможности. Не предложил он также украинцам и конкретную финансовую поддержку, которая позволила бы им провести реформы.
Посланники Януковича уже два года ездят в МВФ и ЕС за финансовой помощью, но отлетают от стенки. Они ведут также бесплодные разговоры с комиссаром по экономическим и монетарным вопросам и евро – Олли Реном. Если ЕС хочет подписать соглашение об ассоциации, то не может обещать финансовую помощь в будущем, потому что ее вероятность в глазах Киева будет равняться нулю. Он должен подготовить конкретный план помощи прямо сейчас.
Также по теме: Россия и Европа борются за Украину
Согласие Украины будет иметь стоимость
В ситуации, когда украинская экономика идет ко дну, Европейский Союз предлагает украинцам – как Уинстон Черчилль британцам в 1940 году – «кровь, пот и слезы». Мы должны помнить, что каждый политик легитимен в обществе посредством экономической ситуации. Если украинцы начнут связывать драматический экономический крах с соглашением об ассоциации, они не только откажутся от поддержки Януковича, но и от европейской идеи.
Если Европейский парламент хочет внести конструктивный вклад в подписание украинцами Соглашения об ассоциации, необходимо изменить мандат миссии Квасьневского и Кокса. Они должны вести переговоры между ЕС и Украиной о механизмах экономической поддержки украинских реформ, в том числе прекращения практики выборочного правосудия.
Тем временем ЕС давит на Януковича, чтобы освободить из тюрьмы его главного политического конкурента – Юлию Тимошенко. Однако он очень хорошо знает, что «хорошая Юлия», наверняка без колебаний использует сложное экономическое положение Украины в свою пользу, обвинив в кризисе нынешнее правительство.
ЕС должен понимать, что согласие Украины на его условия и внедрение там европейских стандартов будет стоить денег. Необходимой является поддержка украинского бюджета уже сейчас суммой, как минимум, в 12-15 миллиардов долларов.
Это смешная сумма, по сравнению с ресурсами, предназначенными для спасения от банкротства стран Южной Европы. С 2010 года только на помощь Греции, Испании и Португалии предназначено из различных инструментов Европейского союза и ресурсов Международного валютного фонда более чем 423 миллиарда евро.
На этом фоне поддержка европейского проекта великого государства, которым является Украина, не будет слишком дорогой. Кроме того, этот проект нельзя оценивать только с точки зрения финансов. На кону здесь не только европейско-украинские отношения, но и вопрос России, которая культурно является очень близкой для Украины.
Если удастся ввести европейские стандарты на Украине, Путин не сможет продолжать убеждать россиян в том, что их страна является другой цивилизацией, к которой европейские ценности и стандарты не подходят. Европейские политики, к сожалению, не видят эту зависимость. Не доросли еще до того, чтобы играть в эту важную геополитическую игру.
Читайте также: Как Путин загнал Украину в Европу
Важная геополитическая игра
Евросоюз должен понять, каковы интересы Януковича и использовать эти знания для достижения своих целей. Политика ЕС не может абстрагироваться от нынешней ситуации на Украине. Поэтому следует согласиться с требованиями Украины рациональным и условным образом – предлагая финансовую помощь в обмен на реформы.
Нужно составить план, в котором периодические платежи будут зависеть от реформ. В этом контексте можно поднять вопрос об освобождении Юлии Тимошенко, в качестве одного из условий пакета.
Интерес Януковича de facto не противоречит интересам Евросоюза. Если мы объединим наши стратегические усилия, то добьемся успеха. К сожалению, сегодня, обе стороны не понимают друг друга и представляют свои приоритеты таким образом, что они кажутся разными.
Европейского союза хватит на проведение важной геополитической игры. Поощрение Украины к реформированию будет стоить минимальных денег по сравнению с тем, что мы тратим на поддержку Юга.
Евросоюз может себе это позволить, просто нужно понять, что он должен вложить свои цели в области демократии и прав человека в соответствующей последовательности событий.
В противном случае потеряет не только безопасный Восток в качестве Украины, но и большую игру за Россию. И собственно европейские политики будут нести ответственность за это.
ЕС должен так расставить приоритеты, чтобы то, что важно для него, могло быть реализовано. А оно, наверное, не будет реализовано без подписания Соглашения об ассоциации.
Павел Залевски, депутат Европейского парламента, сопредседатель Польско-украинского форума партнерства.
Перевод: Антон Ефремов.