«На самом деле не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории»
Ганс-Георг Гадамер
В истории каждого народа есть трагедии, цель которых — объединение. На фундаменте некоторых из них творилась общая идентичность того или иного народа. Память о жертвах, репрессиях, притеснениях — рано или поздно превращаются в катализаторы единого виденья проблемы и сочувствия к ней. В украинской истории такой трагедией является голодомор 1932—1933 годов.
Игры памяти
Одними из первых, кто в полный голос заговорил о проблеме голодомора как геноциде украинского народа, был историк, индиец по происхождению и украинец по призванию Джеймс Мейс. В тесном сотрудничестве с газетой «День» он рассказал украинскому и мировому сообществу об одной из величайших трагедий ХХ века, произошедшей с нашим народом. На всеобщем государственном уровне вопрос голодомора был поднят в годы правления президента Виктора Ющенко. В 2006 г. был принят закон, согласно которому события 1932—1933 гг. были признаны не очередным голодом, господствовавшим на территории СССР, а голодомором, целеустремленным геноцидом украинского народа.
Несмотря на тот факт, что рука искусственного голода достигала фактически всех уголков страны, тема голодомора длительное время жестко дискутировалась как в высших эшелонах власти, так и в самом обществе. Просоветски и пророссийски ориентированные политики-провокаторы и активисты перманентно артикулировали тему голода в контексте неурожая, географически более широких, чем Украина, рамках распространения и тому подобное. Впрочем, несмотря на все эти досадные факты, общество не дезориентировалось.
Результаты последних социологических опросов свидетельствуют, что более 60% наших сограждан не просто признают наличие голодомора в украинской истории, но и, в частности, считают его актом геноцида со стороны советской власти, направленным против украинского народа. Следует отметить, что такие результаты удалось получить, скорее, не благодаря, а вопреки. Изгибы гуманитарной политики государства, которая постепенно уничтожает на страницах школьных учебников по истории любые упоминания о голодоморе, и эклектическая политика памяти власти однозначно не способствуют эволюции той части общества, которая все еще не способна отказаться от советского мифотворческого арсенала.
Для понимания масштабов проблемы можно проанализировать нынешние действия власти. С начала мая и поныне по инициативе провластной команды Украина погрузилась в водоворот просоветской пропаганды. Власть развернула невиданную кампанию отмечания всех возможных и невозможных дат, связанных со Второй мировой войной, которую она на советский манер презентует обществу как Великую Отечественную. Плакаты с лозунгами относительно освобождения Украины от фашистских захватчиков, рекламная продукция, антифашистские митинги, телевизионное сопровождение. Апофеозом этого действа стал луганский билборд с изображением Путина и надписью: «Спасибо Путину за мир».
«Мне кажется, что на Украине в последние годы в отношении ко Второй мировой войне, которая начала представляться как Великая Отечественная, наблюдается возрождение советских традиций. Война подается как сплошное героическое действие, совершенно по-советски празднуется День победы 9 мая. Все это вряд ли отображает правду той войны, которая была одной из самых больших трагедий украинского народа ХХ в., когда украинцы воевали друг против друга, отстаивая чужие интересы. Из-за этого я весьма скептически отношусь к триумфальным отмечаниям освобождений Украины, ведь на самом деле ни одно освобождение не состоялось. Один оккупант боролся против другого оккупанта. Украина же была зависимым государством вплоть до 1991 г., и ее судьбу, к сожалению, решали не украинцы», — отметил в разговоре с «Днем» украинский историк, деятель Владимир Вятрович.
Похожего мнения придерживается и председатель комитета Верховной рады по вопросам культуры и духовности, депутат фракции «Батьковщина» Вячеслав Кириленко. «Одна часть депутатского корпуса понимает, что Украина — часть большого европейского и глобального света и была участником Второй мировой войны. При этом осознает, что украинцы боролись за свободу и независимость в разных армиях разных стран и были тогда частью империи. Они хотели освободиться как от советской власти, так и боролись за освобождение территории империи от фашистов. Постановлениями эту сложную историческую дискуссию решить нельзя», — заметил он.
Стоит отметить, что возвращение к советскому подходу в отношении к военным датам совпало во времени с активным движением к евроассоциации. Однако внештатный советник президента, член Партии регионов Владимир Зубанов такую связь отрицал. «Евроинтеграционный курс очень популярен. Мы хотим жить по европейским стандартам, где есть демократия и человек имеет право выразить свою позицию. Есть ли такие люди, которые хотят чувствовать себя рабами на родной земле? Каждый хочет чувствовать себя свободным человеком. Европа же демонстрирует лучшие традиции в этом направлении. Конечно, все хотят в Европу. В то же время поддерживать хорошие отношения с Россией — это тоже естественно для украинцев. Мы хотим жить в мире со всеми», — подытожил он.
Мотивация же самих членов ПР простая. «Если есть чем хвастаться, это нужно отмечать. Для этого нужно использовать любые моменты истории, которые позволяют нам воспитывать чувство патриотизма у украинцев и чувство гордости за Украину», — сказал Владимир Зубанов. «У нас во фракции 182 депутата, и у каждого есть избиратели. Они поднимают вопрос относительно этой темы. Кто-то, например, поехал на встречу с ветеранами, которые спросили, почему забывают славные страницы войны? Поскольку это волнует его избирателей, депутат задает соответствующий вопрос», — добавил он.
Оппозиционер, в свою очередь, придерживается другого мнения. «В большинстве случаев срабатывают пропагандистские мотивы, которые не имеют ничего общего с истинным почтением памяти. На мой взгляд, главный вопрос для Украины — это понимание и примирение между людьми, воевавшими в разных армиях, — часть из них еще живы — и между экспертами, историками и всеми теми, кто дискутирует на эту тему. Однако, к сожалению, до такого примирения еще далеко», — сказал Кириленко. «Кроме того, следует учитывать фактор выборов 2015 г. В целом весь 2014 г. в парламент будут вноситься проекты об отмечании освобождения от фашистов каждой области, города, вплоть до каждого села ради получения пропагандистского эффекта. Но лучше бы они поднимали пенсию участникам боевых действий, которых не так много уже и осталось, чем тратить средства на пропаганду. В дальнейшем все эти ортодоксальные подходы, которые приводят к разделению украинцев между собой, войне стенка на стенку, будут практиковаться властью для банальной мобилизации своего электората, который нужен Януковичу ради победы в 2015 г.», — считает народный избранник.
Проблемы акцентуации
Отдельной гранью вопроса исторической памяти является, конечно, внутренняя корреляция предложенных для ознаменования событий. Так, например, в этом году Украина чуть ли не ежемесячно обращалась к тематике советских праздников, помпезно отмечала 1025-летие Киевской Руси... Сейчас, после недавнего «празднования» форсирования Днепра и освобождения Киева, мы стоим на пороге 80-й годовщины голодомора.
По словам историка Владимира Вятровича, этот год каденции Януковича ознаменован тем, что глава государства впервые подписал Указ о Дне памяти жертв голодомора. Самим Указом предусмотрена организация традиционных мероприятий в Киеве и на местах при участии чиновников разного уровня. В населенных пунктах Украины должны быть организованы тематические выставки архивных документов, фотоматериалов, произведений искусства и литературы, а также выступления творческих коллективов, деятелей культуры и искусств. Также государство должно было посодействовать членам диаспоры в организации мероприятий по увековечению жертв голодомора и способствовать ускорению строительства памятника жертвам голодомора 1932—1933 гг. в Вашингтоне (США).
Интересной является формулировка для выполнения региональных планов «в День памяти жертв голодоморов возложение траурных венков и композиций из ржаных и пшеничных колосков к памятным знакам, местам захоронений жертв голодоморов». То есть на местах акцент будет смещен именно на голодоморы, которых в нашей истории было несколько. Кроме того, Указ не содержит ни одного упоминания о геноциде.
Как сообщил «Дню» Владимир Вятрович, член общественного комитета по подготовке мероприятий, посвященных годовщине голодомора, никакой работы для организации Дня памяти жертв голодомора органы государственной власти еще не начали.
Возвращаясь к проблеме акцентов, стоит отметить, что представители власти и оппозиция не видят противоречий между раскручиванием просоветской риторики и увековечением жертв трагедии, спровоцированных сталинским режимом. «Это подвиг украинцев, которыми нужно гордиться. Нужно заявлять об этом на весь мир и показывать, какие мы герои, какие мужественные люди. При чем тут голодомор?», — отпарировал Зубанов.
Тот факт, что наряду с 60% признания голодомора есть 79% признания Дня победы главным праздником не вызывает сетований и у Вячеслава Кириленко: «Здесь нет никакого противоречия. По крайней мере на этом этапе развития Украины».
Что же касается широкого жеста президента относительно проведения мероприятий в связи с 80-й годовщиной, оппозиционер не склонен видеть здесь какое-то продвижение. «Формально президент как высшее должностное лицо в стране обязан почтить память жертв голодомора и сделает это. Здесь от исторических фактов, доказанных историками, и миллионов погибших никуда не деться. Но это только мгновение в ежедневной деятельности власти, которая для них, в основном, проходит незамеченной и без каких-либо серьезных мировоззренческих выводов», — аргументировал он.
Диаметрально противоположное виденье этой проблемы у специалиста по истории. «Концепция проведения дня памяти голодомора противоречит возвращению к советским мифам. Эта трагедия лучше всего показывает, насколько чуждой для украинцев была советская власть и на какие страшные преступления она была способна против украинцев. голодомором, возможно, объясняется трагедия тех украинцев, которые не хотели в первые месяцы советско-немецкой войны воевать и сдавались в плен. Поэтому, действительно, концепция памяти Великой Отечественной войны и памяти о голодоморе противостоят друг другу», — отметил Вятрович. «К сожалению, современная украинская власть взяла за основу советскую модель и пытается ее возобновить, вместо того, чтобы говорить о голодоморе как об одной из наибольших трагедий в истории Украины», — резюмировал он.
Вместо приговора
Так или иначе, историческая многовекторность и попытка отвечать ожиданием разных групп общества, а иногда и подыгрывать другим государствам, приводит к незнанию и непониманию главных формирующих нацию исторических событий. «Современная власть в гуманитарной политике в значительной степени находится под воздействием России. А занимается возрождением мифа о Великой Отечественной войне и Великой победе. Это является одним из ключевых моментов мобилизации населения. Украинская власть также повторяет такие мифы. Кроме того, до недавнего времени власть готовила игру сценария на выборах, когда любой из оппонентов Виктора Януковича в 2015 г. будет представлен как фашист, а он — как единственная надежда антифашизма на Украине. Поэтому старая риторика разделения на фашистов и антифашистов опять нарушается и в ее рамках происходит возрождение советских мифов об Отечественной войне, которая играет в интересах кандидата, который присвоит себе монополию на антифашизм», — рассказывает Владимир Вятрович. По его мнению, просоветская и пророссийская гуманитарная политика, «главным субъектом которой является Министр образования и науки Дмитрий Табачник с его нескрываемыми пророссийскими симпатиями, направлена на возрождение и установление на Украине советской идентичности, вопреки украинской».
«В гуманитарной политике Партия регионов действует только по советским лекалам. Никакого переосмысления и новых подходов даже на горизонте с их стороны не видно», — выражает свое мнение народный избранник Вячеслав Кириленко.
Основные надежды относительно позитивной пропаганды исторической памяти, в частности признание голодомора, специалист по истории возлагает на общество. «Общественные организации уже действуют в этом направлении и в дальнейшем будут получать только более позитивные результаты. В целом, мы можем видеть, что в контексте голодомора общество осуществляет достаточно сильное давление на власть. Более того, оно перехватило инициативу в государства. Невзирая на политику нынешней власти, люди ежегодно собирались для почтения памяти жертв этой трагедии, — сказал историк. — В то же время, когда речь идет о давлении относительно гуманитарной политики — здесь оно недостаточное. Было немало шагов власти, которые должны были бы получить более острую реакцию общества. Например, привлечение детей на принудительном уровне к акциям и митингам по случаю разнообразных советских годовщин. Такого не должно было быть».
Украина прошла по непростому историческому маршруту. Однако достаточно часто факты прошлого без соответствующего толкования ничего не значат. Для того чтобы составить целостное представление о ХХ ст., прекратить дискуссии относительно прошлого и начать двигаться вперед, лицом к будущему, необходимо окончательно определиться с приоритетами. Поставить на должное место Великую победу несуществующего в настоящее время государства и ее извечного вождя Джугашвили или признать методическое и крайне циничное истребление украинского народа руками прихвостней той же фигуры? Обществу, а тем более власти, есть куда расти в этом вопросе.
Кстати
Ко Дню памяти жертв голодоморов в Виннице пройдет молчаливое шествие
В Виннице, как и в других областных центрах, на этой неделе запланирован ряд официальных мероприятий ко Дню памяти жертв голодомора. А также одно неформальное — молчаливое шествие.
Так, 18 ноября состоялось заседание организационного комитета в области ко Дню памяти жертв голодоморов и 80-й годовщины голодомора 1932—1933 гг. на Украине. Награждение почетными грамотами Винницкой областной государственной администрации и областного совета к этой дате запланировано на 22 ноября в помещении облгосадминистрации.
В тот же день около памятного знака жертвам голодоморов 1932—1933 годов на Украине состоится митинг-реквием и акция памяти «Зажги свечу». Винничане возложат цветы и композиции из ржаных и пшеничных колосков по случаю Дня памяти жертв голодоморов, 80-й годовщины голодомора 1932—1933 годов.
Завершится неделя мероприятий памяти жертв голодомора молчаливым шествием. Общественное движение «Народная Воля» запланировал его в Виннице на 24 ноября, в 19.00. В этот день от Башни, в центре города, отправится шествие из почти двухсот участников. По крайней мере, именно столько винничан, по мнению организаторов, придут почтить память умерших.
«Мы не сотрудничаем с партиями или организациями. Поэтому и шествие проводим также независимо, — говорит один из будущих участников акции Ростислав Дзись. — Формат молчаливого шествия выбрали потому, что это больше всего подходит к поминальному мероприятию. Акцией призываем людей не бояться оказывать сопротивление и бороться за свои права. Для нас является важным символический жест увековечения памяти погибших украинцев — наших предков, ставших жертвами сталинского эксперимента. А молчаливое шествие — это выражение нашей готовности противостоять подобным преступлениям против человечества. Поэтому на самом деле мы будем молчать только в этот вечер...».