В 1947-м году сенатор Харли Килгор (демократ из Западной Виргинии) раскритиковал предложенную поправку к конституции, которая ограничивала время нахождения президента у власти до двух сроков. «Эффективности президента будет нанесен серьезный ущерб, – заявил Килгор в сенате, – так как никто не будет ему подчиняться и уважать его, зная, что он не может баллотироваться еще раз».
Я задумываюсь над комментариями Килгора, наблюдая за президентом Обамой, уровень одобрения которого к моменту исполнения реформы здравоохранения упал до 37%, согласно опросу CBS. Это самый низкий для Обамы показатель. Многие товарищи Обамы по Демократической партии отстранились от реформы и президента. Даже бывший президент Билл Клинтон заявил, что американцы должны иметь возможность сохранить ту медицинскую страховку, какая у них была до введения новых правил.
Или посмотрим на реакцию на договор с Ираном о его ядерной программе. Независимо от политических рейтингов одобрения Обама мог ожидать критики со стороны таких сенаторов-республиканцев, как Линдси Грэм (от штата Южная Каролина) и Джон Маккейн (от штата Аризона). Но если бы Обама мог баллотироваться на еще один срок, столкнулся бы он с таким ярым сопротивлением со стороны сенаторов Чарльза Шумера (демократа от штата Нью-Йорк) и Роберта Менендеса (демократа от Нью-Джерси)?
Скорее всего, нет. Сенаторы от Демократической партии побоялись бы вызвать гнев президента, который, возможно, был бы переизбран. Однако, благодаря ограничениям по президентским срокам, им нечего бояться.
А Обаме в этом случае не нужно бояться избирателей, что, может быть, является самой страшной проблемой. Если он захочет, он может просто проигнорировать их мнение. Однако если граждане хотят, чтобы он стал президентом еще на один срок, почему им нельзя позволить это сделать?
С такими аргументами выступал наш первый президент, которого зачастую называют автором ограничений по количеству президентских сроков. На самом деле Джордж Вашингтон выступал против них. «Я не вижу никаких обоснований для того, чтобы отказаться от службы любого человека, которого в случае крайней необходимости признают больше всего подходящим для служения обществу», – написал Вашингтон в часто цитируемом письме, адресованном маркизу Лафайету.
Вашингтон ушел с президентского поста после двух сроков, создав модель, которой пользовались на протяжении более ста лет. Однако он ясно дал понять, что поступил таким образом из-за того, что у молодой республики уже была солидная основа, а не из-за убеждения в том, что его работа должна быть каким-то образом ограничена.
Первым президентом, который открыто поставил под вопрос традицию «двух сроков», был Теодор Рузвельт, который баллотировался на третий президентский срок в 1912-м году от Прогрессивной партии. Закончив второй президентский срок в 1908-м году, он пообещал не баллотироваться на третий, и ему напомнили об этом обещании в 1912-м году. Он ответил, что имел в виду «третий срок подряд». Газета The New York Times назвала это объяснение «вызывающей сожаление софистикой», а американцы на тех выборах в Белый дом отправил Вудро Вильсона.
И лишь в 1940-м году, в условиях, которые Джордж Вашингтон назвал бы «крайней необходимостью», случилось так, что президент успешно был избран на третий срок. Приводя в качестве причин войну за океаном и Депрессию в стране, демократы повторно номинировали Франклина Рузвельта. Они поддержали его и на четвертый срок, несмотря на большие проблемы президента со здоровьем, в результате которых он умер на следующий год.
Республиканцам такие события казались повторением фашистских тенденций, охвативших Европу. «Вы будете работать на тоталитарное американское правительство задолго до окончания его третьего срока», – предупреждал Уэндел Уилки, оппонент Рузвельта в 1940-м году. Раз нарушив традицию «двух сроков», никто не сможет ее вернуть, добавил Уилки. «Если принцип умер, он мертв навсегда», – заявил он.
Поэтому Республиканская партия решила закрепить количество возможных президентских сроков в конституции в 1947-м году, заняв большинство мест в конгрессе. Принятая штатами в 1951-м году 22-я поправка была «незавуалированной пощечиной памяти Франклина Рузвельта», – написал Клинтон Росситер, один из ведущих политологов эпохи. Она также стала отражением «шокирующей нехватки веры в здравый смысл и трезвые суждения народа», – заявил Росситер.
Он был прав. Все республиканцы в конгрессе проголосовали за поправку, в то время как среди небольшого числа поддержавших его демократов были в основном те, кто выступал против Франклина Рузвельта и его политики «Нового курса». Когда они ограничили максимальное количество президентских сроков до двух, они ограничили саму демократию.
«Я думаю, нашему народу можно спокойно доверить его собственную судьбу, – говорил сенатор Клод Пеппер (демократ из Флориды) в 1947-м году. – Не нужно защищать американский народ запретом против президента, которого он не хочет избирать, а если бы люди захотели его избрать, есть ли у нас право отнять у них эту возможность?»
Настало время вернуть эту возможность. Когда Рональд Рейган занял президентское кресло во второй раз, некоторые республиканцы поднимали возможность снятия ограничения по президентским срокам, чтобы он снова мог баллотироваться. Эта попытка ни к чему не привела, однако являлась правильной в своем принципе. Бараку Обаме нужно позволить баллотироваться, как и американским гражданам нужно позволить голосовать за или против него. Любые другие варианты ослабляют наших лидеров и нас самих.