Москва — Тот факт, что России удалось заставить Украину в последний момент отказаться от подписания соглашения с Евросоюзом, затмевает собой гораздо более значимую тенденцию: в течение нескольких лет отношения Москвы с ее соседями продолжали ухудшаться, не демонстрируя никаких признаков прогресса.
В отношениях с такими членами Евросоюза, как Германия, Нидерланды, Польша и Литва, прослеживается крайняя напряженность с того момента, когда Владимир Путин вернулся на пост президента страны в 2012 году.
Однако холодность присутствует даже в отношениях с ближайшими соседями России, несмотря на все попытки Путина восстановить российское влияние на территориях бывшего Советского Союза.
«Путинская концепция интересов России является недальновидной и контрпродуктивной, — считает Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), преподаватель Колумбийского университета. — Россияне неверно истолковывают и переоценивают свою значимость в отношениях, которые они сами портят».
Украина стала далеко не единственной страной, против которой в качестве оружия Россия использует торговые ограничения и запреты. Если соседние государства не соглашаются с политикой России, Москва стремится их наказать.
Игнорируя откровенные угрозы со стороны Москвы, две бывшие советские республики, Молдова и Грузия, намереваются подписать соглашения об ассоциации с Евросоюзом уже в пятницу, несмотря на то, что Украина отказалась сделать то же самое. Большую часть торговли Молдова ведет именно с Евросоюзом, а не с Россией. Даже в ее автономном регионе Приднестровье, где в основном проживает этнически русское население, торговля с Европой составляет от 30 до 40% общего объема внешней торговли этого территориального образования.
Новое правительство Грузии относится к России существенно более дружелюбно, чем то правительство, которое воевало с Москвой в 2008 году, однако все же не настолько дружелюбно, чтобы отказаться от своих связей с Европой и европейских рынков, в которых оно видит значительный потенциал.
Россия ввела торговые запреты на товары из обоих государств под предлогом того, что продукция не соответствует санитарным требованиям, и обещает продолжать делать это. В прошлом году это было главным тактическим приемом в борьбе с Украиной.
Читайте также: Неудача с Украиной научит Брюссель терпению
Несмотря на то, что Россия сейчас пытается навязать свою волю бывшим республикам Советского Союза, Федор Лукьянов, редактор одного внешнеполитического журнала, задумывается над тем, не проходит ли страна сейчас фазу «маленькой Англии». По его мнению, Россия до сих пор пытается найти свое место в мире после развала империи, подобно Британии после Второй мировой войны, а это зачастую сопровождается довольно частыми вспышками мелочной раздражительности и самодовольства.
Евросоюз
Украина, расположенная между Россией и Евросоюзом, с осторожностью относится к угрозам Москвы, поэтому она не станет подписывать соглашение с ЕС в Вильнюсе на этой неделе. Однако такое давление со стороны России отнюдь не помогло ей заручиться поддержкой украинцев, многие из которых сейчас с большим недоверием относятся к вступлению в путинский Таможенный союз и пытаются найти ему любой возможный противовес.
Даже Белоруссия, которая уже является членом Таможенного союза, недавно вступила в довольно неприятный спор с Россией по поводу контроля за торговлей удобрениями, в результате чего один из известных российских бизнесменов оказался в белорусской тюрьме. Одна из фракций белорусского авторитарного правительства считает, что соглашение Украины с Евросоюзом существенно упростит процесс торговли этой страны с Европой и, таким образом, даст ей в руки более мощное оружие в борьбе против Москвы.
Более того, некоторые эксперты в Москве и на Западе сомневаются в том, что триумф Кремля в противостоянии с Украиной действительно стоил потраченных усилий. Европейские официальные лица ясно дали понять, что им очень не понравились угрозы России нанести удар по украинской экономике и ее наступление на европейское Восточное партнерство.
Между тем, объемы торговли России с Европой существенно превышают объемы ее торговли с Украиной и другими бывшими советскими республиками — по словам Алексея Кузнецова, заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений, эта разница составляет 4 к 1 для экспорта и почти 3 к 1 для импорта.
«Мы испортили отношения с Европой, — считает Глеб Павловский, бывший кремлевский стратег. — А в стратегическом смысле это очень опасно. Путин просто дискредитирует себя».
Также по теме: Молдавия между ЕС и Россией
В некоторых отношениях вопрос о том, стоит ли Украине подписывать соглашение с Евросоюзом, осенью этого года оказался чрезмерно раздутым, как считает Петр Кочиньский (Piotr Koscinski), польский внешнеполитический аналитик, выступивший на одном из форумов накануне отказа Киева подписать соглашение.
Ирина Кобринская из Института мировой экономики и международных отношений считает, что именно украинское правительство президента Виктора Януковича попыталось использовать свое решение относительно ассоциации с Евросоюзом, чтобы извлечь из ситуации максимальную выгоду.
«Не Россия хочет играть в эту игру с Украиной и Евросоюзом, — считает она. — Это Украина пытается играть в игры».
Учитывая состояние украинской экономики, «я, честно говоря, не понимаю, что так влечет Евросоюз к Украине», — добавляет она.
Планы Путина
Сегодня в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Армения, которая в недавнем прошлом надеялась на подписание договора с Евросоюзом, поддалась давлению со стороны России и обратилась к ней с просьбой дать ей возможность присоединиться к своим постсоветским соседям. Путин вел разговоры о создании Славянской лиги, которая руководствовалась бы своими собственными ценностями и существовала бы отдельно от Западной Европы (хотя ни армян, ни казахов нельзя назвать славянами). Между тем, Таможенный союз был создан в качестве исключительно торгового блока.
Многие надеялись на то, что этот союз поможет модернизации экономики его членов, однако, по словам Кобринской, этого не произошло.
Очевидно, Путин был очень вдохновлен решением президента Обамы сократить участие Америки в делах соседей России, в частности Грузии, Украины и государств Средней Азии, которое тот принял в 2009 году. В то время Обама надеялся на укрепление отношений Москвой в рамках его политики перезагрузки, однако он также понимал, что бывшие советские республики не входят в список приоритетных интересов США.
Если Путин посчитал, что его руки теперь развязаны, то он ошибся, не приняв в расчет Евросоюз, а также намерения соседних государств. Его критики утверждают, что Путин воспринимает внешнюю политику Москвы в свете российско-американских отношений, и это может помешать ему трезво оценить сложности и нюансы отношений России со своими ближайшими соседями.
Читайте также: Судьба Армении и Европы
Итогом стало ожесточение в тех странах, которые россияне называют ближним зарубежьем.
Государства Средней Азии в спешном порядке переориентируют свою торговля в сторону Китая. Россия запустила программу военной помощи Таджикистану, принимая во внимание уход сил НАТО из Афганистана, который должен состояться в следующем году, и некоторые критики с беспокойством указывают на то, что они называют российским военным реваншем.
Однако российская армия и флот до сих пор остаются поразительно неэффективными, что усугубляется нехваткой людей и коррупцией. Более того, программа серьезных реформ вооруженных сил, инициированная бывшим министром обороны, лишившимся должности в связи с обвинениями в злоупотреблениях, при его преемнике, Сергее Шойгу, просто канула в Лету.
Как уже успела убедиться Украина, Россия, как правило, занимает враждебную позицию в отношениях с другими нациями. Это делает ее победы достаточно болезненными для второй стороны, и после себя они оставляют только обиду и неприязнь.
Виктор Кременюк, сотрудник Института США и Канады (Institute for the U.S.A. and Canada), говорит, что у него есть послание для Путина, если только российский президент пожелает его выслушать: «Мы живем вовсе не во враждебном мире, где мы все время обязаны быть жесткими. Мы живем в мире друзей. Кто-то должен ему это объяснить».