Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сочи: в надежде укротить снег

© РИА Новости Артур Лебедев / Перейти в фотобанкКонсервация снега на склонах "Роза Хутор" к Олимпиаде в Сочи
Консервация снега на склонах Роза Хутор к Олимпиаде в Сочи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Десятки металлических труб на крутых, занесенных снегом вершинах Кавказских гор выступают из скал. Коленчатое соединение поворачивает конструкцию вниз, как раструбы гигантских водопроводных кранов. Трубы - часть сложного арсенала инструментов для защиты от лавин нового курорта «Роза Хутор», где в феврале во время Олимпиады-2014 будут соревноваться горнолыжники и сноубордисты.

Сочи, Россия - Десятки металлических труб большого диаметра, рассыпанные на крутых, занесенных снегом вершинах Кавказских гор, выступают из скал. Коленчатое соединение поворачивает трубы вниз, как раструбы гигантских водопроводных кранов.

Трубы - часть сложного арсенала инструментов, направленных на защиту нового горнолыжного курорта «Роза Хутор», где в феврале во время Олимпиады-2014 будут проводиться соревнования горнолыжников и сноубордистов. Они будут защищать от потенциально катастрофических последствий и губительных разрушений, вызываемых сходом снежных лавин.

«"Роза Хутор" - это настолько новое место (строительные работы там еще не закончены), что пока еще нет точных данных относительно вероятности снежных обвалов и опасностей, связанных с ними. Первые исследования снежных лавин в этом месте были проведены в 2008 году после того, как городу Сочи было предоставлено право проведения зимней Олимпиады. Это было сделано в тот момент, когда начались серьезные строительные работы по созданию горнолыжного центра.

Вид горнолыжного курорта "Роза Хутор" с подъемника


«Это было совершенно девственное место, представлявшее собой дикие просторы с большими лесными массивами, частично прореженными спустившимися вниз лавинами», - подчеркивалось в написанном в 2012 году заключении внешних консультантов и работников этого процветающего горнолыжного курорта.

Эксперты пришли к выводу, что условия с точки зрения снежных лавин являются здесь почти идеальными.

«Роза Хутор» - это перспективный район с большим количеством широких и крутых склонов, - подчеркивалось в докладе. - Эта местность расположена недалеко от Черного моря, там выпадает очень большое количество осадков, в результате которых могут образовываться лавиноопасные участки».


Вот почему в «Роза Хутор» находится команда экспертов, занимающихся только вопросами предотвращения схода снежных лавин. Некоторые члены команды разместились в малоприметном офисе вблизи самой базы, тогда как другие располагаются в специальных домиках наверху, получивших название «лавинные дома». Вот почему два канавокопателя, как гигантские насекомые, ползают по самым высоким склонам и разрушают готовые обрушиться вниз опасные скопления снега. И по этой причине сама конфигурация склонов была изменена, и были созданы дамбы высотой примерно в 10 метров для того, чтобы увести снежные лавины в сторону от строений, подъемников, лыжных трасс и скопления людей.

Именно по этой причине на скалах были установлены 43 огромные трубы, каждая из которых способна произвести управляемый дистанционно взрыв смеси кислорода и пропана, создав таким образом искусственную лавину, прежде чем сможет произойти масштабный сход снега.

«Мы взяли на вооружение философию, в соответствии с которой мы очень часто проводим контроль, и поэтому мы не думаем, что у нас возникнут проблемы, - отмечает Жан-Луи Тюайон (Jean-Louis Tuaillon), горный менеджер «Роза Хутор», который был принят на работу в основном из-за своего опыта в области борьбы со снежными лавинами на нескольких европейских горнолыжных курортах. 

Вершина «Роза Пик» производит такое впечатление, как будто ты находишься на потолке мира. В феврале ее зубчатые склоны, а также склоны соседних гор пронизаны извилистыми белыми полосами, напоминающими каменную тропу богов. Ее высота составляет 2320 метров, и ее вряд ли можно назвать величественной. В ясные дни отсюда можно увидеть Черное море, расположенное примерно в 45 километрах к югу. Открывающийся вид не уступает любому месту в Альпах или в Скалистых горах. То же самое можно сказать и о снежном покрове.

Примерно на 300 метров ниже вершины расположена широкая белая площадка без деревьев - это планируемое место старта соревнований по скоростному спуску для мужчин. Еще ниже расположено место, где будут стартовать женщины. Их раздельные трассы извиваются вниз по склону горы, проходя через траверсы и отвесные ущелья, через покрытые лесом участки и заканчиваются обычным выкатом на финише. Часть этих трасс расположена в основных зонах возможного схода снежных лавин. Огромная насыпь, как будто созданная природой плотина, призвана защитить трассы от схода крупных лавин.

Около десяти лет назад планы относительно «Роза Хутор» включали в себя строительство нескольких подъемников и скромного горнолыжного курорта. Все изменилось в 2007 году, когда городу Сочи было предоставлено право проведения Олимпийских игр 2014 года. Бюджет строительства увеличился с 200 миллионов до 2 миллиардов долларов, отметил исполнительный директор курорта «Роза Хутор» Александр Белокобыльский. Теперь здесь 18 подъемников и примерно 100 километров горнолыжных трасс, и уже сегодня «Роза Хутор» является крупнейшим горнолыжным курортом в России, однако существуют планы его дальнейшего расширения.

«Мы построили все с нуля, - подчеркнул Белокобыльский. – История горнолыжного центра «Роза Хутор» началась в 2003 году. А затем Сочи получил право проведения Олимпиады, и весь проект был расширен».

Однако не хватало данных предыдущих наблюдений за погодой, что по-прежнему вызывает озабоченность по поводу работы отдельных центров во время проведения Олимпийских игр. Члены Организационного комитета Сочи-2014 предприняли решительные меры для того, чтобы обеспечить достаточное количество снега. Так, например, в глубине тенистых лесов были созданы большие запасы прошлогоднего снега.

Еще меньше информации существовало относительно лавинной опасности.

Корпуса гостиничного комплекса "Роза Хутор" в Красной поляне


«Зимой здесь было не очень много народа, - отметил Тюайон. - И в этом заключается отличие от Альп. Здесь не было ни шале, ни горнолыжных курортов, точнее - их было очень мало. Не было опыта и информации, а также данных относительно схода снежных лавин. Но в течение каждой зимы мы продвигались вперед в этой работе. Мы никогда не будем знать всего, но каждую зиму мы продвигаемся вперед».

Когда проектировался этот горнолыжный центр, было начато также и изучение лавинной обстановки. Были составлены детальные карты местности, где были отмечены лавиноопасные зоны – от узких лощин до широких склонов, опасно сужающихся внизу. Сами леса предоставили исторические данные, поскольку наличие молодых деревьев обычно свидетельствует о месте схода лавин. Они способны показать, как далеко продвинулась снежная масса. 

Французская фирма Engineerisk, специализирующаяся на изучении рисков и их предупреждении, была нанята для того, чтобы получить рекомендации. Ее сотрудники сформулировали два вопроса, каждый из которых имел отношение к запланированным олимпийским горнолыжным трассам.


«Во-первых, накопление снега особенно важно на открытых для воздействия ветра горных склонах, - отметила сотрудник Engineerisk Фанни Буржайа (Fanny Bourjaillat) в докладе, представленном в 2012 году в Анкоридже на заседании Международной рабочей группы по изучению снега (International Snow Science Workshop). -  Особенно верхние склоны (Rosa Bowl) представляют собой непосредственную опасность для расположенных внизу горнолыжных трасс. В зависимости от температуры холодные пласты, а также скопления тяжелого и мокрого снега могут практически везде стать причиной схода лавин в местах прохождения горнолыжных трасс».

Второй вопрос был связан с примыкающей поверхностью горных хребтов.

«Дополнительно в районе склона «Обер-Хутор» (East Bowl), где большое количество снега нависает вдоль крутых склонов, возможны сходы массивных лавин с большим количеством снега, способных достигнуть расположенных ниже уровней», - отмечалось в докладе.

В результате был разработан проект по защите от снежных лавин, направленный на предотвращение наиболее негативных сценариев. В феврале, за год до начала Олимпийских игр, Тюайон провел экскурсию. Он вышел из офиса, расположенного в центре долины реки, где не было снега, и подошел к первому из трех гондольных подъемников, с помощью которых можно добраться до вершины «Роза Пик», где глыбы снега, если за ними не следить, могут достичь большого объема и представлять собой опасность для расположенных внизу горнолыжных трасс.

Верхний уровень первой очереди  - это оживленное место, где расположены другие подъемники и склоны, а еще разного рода помещения, все совершенно новое, и это основная база горнолыжников в «Роза Хутор». (Рядом находится «Парк Экстрим», где будут проводиться олимпийские соревнования по сноуборду и фристайлу; официальные лица утверждают, что ему не угрожают никакие лавины.)

Тюайон прошел дальше по направлению к другому офису, представляющему собой центр по слежению за лавинной опасностью. Там расположены койки для четырех человек, ванная, а также холодильник. На стене висит детальная карта местности. Компьютеры следят за погодой и состоянием снежного покрова, в том числе за температурой снега и содержанием в нем воды, а данные поступают сюда из 12 точек, расположенных в разных местах горнолыжного центра.

Если полученные данные говорят о том, что снег слишком глубокий (обычно 20 сантиметров и больше) или слишком нестабильный в районе одной из 43-х выступающих из скал труб, то в таком случае часть системы Gazex позволяет с помощью нескольких кликов мышкой вызвать взрыв. Невидимый взрыв газа происходит в трубе. Если все идет по плану, то расположенная под ней снежная корка разрушается и медленно сходит вниз. Ее растущая масса может достичь высокой скорости. В некоторых случаях движущаяся вниз лавина отводится от построек и кресельных подъемников с помощью больших насыпей, как это делают водосточные желоба ливневой канализации. В конечном итоге снег и разного рода обломки, не причинив никакого вреда, образуют внизу большие насыпи.

Трасса скоростного спуска на территории горнолыжного центра "Роза Хутор"


Тюайон и другие эксперты в области снежных лавин долго просили российские власти дать им разрешение на использование более полного арсенала средств для предотвращения схода лавин, которые хорошо известны специалистам на западных горнолыжных курортах, в том числе речь шла об Avalancheur, специальной пушке, способной обстреливать с большого расстояния горные участки.

Но русские сказали «нет». Они не хотели, чтобы в гражданских зонах находились взрывчатые вещества. Возможно, россияне были озабочены тем, что некоторые снаряды могли не разорваться, или же их беспокоили большие запасы похожих на гранаты бомб. Горнолыжный курорт «Роза Хутор» расположен всего в нескольких километрах от границы с Грузией, а горы Кавказа служат убежищем для антироссийских экстремистов.

Прошлой весной после многочисленных демонстраций и продолжительных дискуссий Тюайону было сказано, что он может использовать определенные виды зарядов (два их компонента хранятся в разных местах и по отдельности не представляют никакой опасности), а также саму пушку Avalancheur.

Со второго уровня гондольного подъемника Тюайон указал на защитные дамбы, построенные летом для того, чтобы отводить снег в зимнее время. Из гондолы третьего подъемника, поднимавшейся над деревьями и поддерживавшейся на высоте двумя опорами, выраставшими прямо из скал, были видны ряды труб установок Gazex. Тюайон указал на небольшой домик, где четверо сотрудников будут служить, как глаза и уши - они будут следить за происходящими в горах изменениями, вызываемыми каждым снегопадом и любым изменением погоды. А еще он указал на нависающие глыбы снега наверху, где тяжелая строительная техника, цепляясь за снег, работала на опасных участках.

«Если честно, я не думаю, что существует большая опасность, - сказал Тюайон. - Но как везде в мире, здесь бывает сумасшедшая погода. Ведь это горы».