Что характеризует Запад? Американские и европейские политики любят говорить о ценностях и институтах. Однако для миллиардов людей во всем мире существует более простой и более легкий для понимания критический пункт. Запад - это часть мира, где даже простые люди живут в комфортных условиях. Именно эта мечта заставляет нелегальных иммигрантов рисковать своей жизнью и пытаться проникнуть в Европу или в Соединенные Штаты.
Хотя привлекательность Запада и продолжает оставаться значительной, сам западный мир начинает терять веру в свое будущее. На прошлой неделе Барак Обама произнес одну из самых мрачных речей за все время своего президентства. Используя жесткие термины, президент Соединенных Штатов представил хронику увеличивающегося неравенства и сокращающейся социальной мобильности, которые, по его словам, «представляют собой фундаментальную угрозу для американской мечты, для нашего образа жизни, а также для того, что мы поддерживаем во всем мире».
В ходе исследования, проведенного этой весной в 39 странах научным центром Pew Research Center, задавался вопрос: «Будут ли дети в вашей стране жить лучше своих родителей?» Лишь 33% американцев верят в то, что их дети будут жить лучше, тогда как 62% сказали, что их дети будут жить хуже. Ответы европейцев оказались даже более мрачными. Только 28% немцев, 17% британцев, 14% итальянцев и 9% французов считают, что их дети будут жить лучше, чем предыдущие поколения. Подобного рода западный пессимизм резко контрастирует с оптимизмом в развивающемся мире: 82% китайцев, 59% индийцев и 65% нигерийцев верят в более процветающее будущее.
Читайте также: Потеряем европейцев - потеряем Европу
Было бы приятно думать, что разговоры о понижении уровня жизни на Западе представляют собой просто газетную шумиху. Но, к сожалению, цифры свидетельствуют о том, что люди кое-что понимают. По данным сотрудников Брукингского института (Brookings Institution), заработная плата мужчин трудового возраста в Соединенных Штатах - с учетом инфляции - снизилась с 1970 года на 19%. Средний американец - бывший когда-то воплощением американской мечты - утратил свои позиции, хотя доходы 5% людей из верхней части списка значительно возросли. Озабоченность проявляют даже консервативные политики. Сенатор Марко Рубио (Marco Rubio), претендующий на выдвижение в качестве кандидата в президенты от Республиканской партии в 2016 году, подчеркивает, что его родители имели возможность «пробиться и стать представителями среднего класса», выполняя относительно скромную работу в качестве бармена и горничной. Однако он признает, что в наши дни это стало уже невозможным.
Мрачные настроения и неуверенность в Европе также основаны на существующей реальности, особенно на осознании того, что пособия и пенсии в будущем, скорее всего, будут менее щедрыми. Давление на процветание острее всего ощущается в тех странах, которые больше всего пострадали от долгового кризиса - в Греции и Португалии произошли реальные сокращения заработной платы и пенсий.
Вместе с тем уровень жизни находится под давлением даже в тех странах, которые добиваются относительно неплохих результатов. Исследование, проведенное газетой Financial Times, показало, что рожденные в 1985 году британцы представляют собой первое поколение граждан за последние 100 лет, которые не ожидают улучшения жизненного уровня по сравнению с теми людьми, которые родились на 10 лет раньше.
Даже в Германии, которую часто хвалят как наиболее успешную крупную экономику в западном мире, результаты «экономического чуда Меркель» ощущаются в основном в верхней части шкалы заработной платы. Экономические реформы, заложившие основы нынешнего экспортного бума в Германии, были связаны со сдерживанием роста заработной платы, сокращением социальных выплат и использованием большого числа временных рабочих.
Существует связь между ростом оптимистических настроений в развивающемся мире и растущим пессимизмом на Западе. В своей речи на прошлой неделе г-н Обама отметил, что «начиная с конца 1970-х годов, социальный контракт стал разрушаться». Возможно, не является совпадением тот факт, что в конце именно в конце 1970 годов Китай начал открывать себя для внешнего мира.
Также по теме: Почему критики США будут скучать по американской сверхдержаве
Даже сами защитники глобализации теперь, как правило, признают, что появление глобальных трудовых ресурсов помогло сдержать рост уровня заработной платы в Европе. Некоторые мои европейские друзья пребывают в мечтах относительно того, что протекционизм - или даже война в Азии - способен вернуть на Запад немало хорошо оплачиваемых рабочих мест. Однако на самом деле глобализация вряд ли пойдет вспять, если принять во внимание толкающие ее вперед технологические, экономические и политические силы. Конечно, было бы сомнительно в моральном плане пытаться повысить жизненный уровень на Западе, подрывая основы того экономического тренда, который смог вырвать из нищеты миллионы людей в развивающемся мире.
Даже если западные государства закроют свои рынки, западные наемные рабочие - в том числе белые воротнички - будут все отчетливее осознавать, что некоторые виды работ дешевле выполнить с помощью компьютеров или роботов. Действительно, нашествие роботов скоро будет представлять собой угрозу и для тех, кто работает на конвейерах в Китае.
Если понижение жизненного уровня будет продолжаться, то каким образом отреагируют на это избиратели на Западе? Уже заметны признаки политической радикализации – популистские правые укрепляют свои позиции как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Однако пока нет признаков того, что движение чаепития в Америке или националистические силы в Европе имеют реалистическое представление о том, что значит контролировать центральное правительство крупного государства. Консенсус относительно глобализации, похоже, пока сохраняется. В конце прошлой недели Всемирная торговая организация, судя по всему, совершила прорыв в поисках нового глобального торгового соглашения.
Хотя новые политические движения еще не готовы к тому, чтобы разрушить традиционные политические партии на Западе, мейнстримовские политики вынуждены реагировать на новый экономический климат. Растущее неравенство увеличивает давление, направленное на введение более справедливого перераспределения налогов и повышение минимального уровня заработной платы по обе стороны Атлантики. Еще одно десятилетие экономического недомогания на Западе - или, не приведи Господь, еще один финансовый кризис - станет, вероятно, причиной появления более радикальных решений и политиков.