10 декабря уругвайский Сенат принял закон о легализации марихуаны, который внес на рассмотрение парламентариев известный своим скромным образом жизни и прагматизмом президент страны Хосе Мухика. Это событие станет вехой в истории отношений закона с марихуаной: впервые государство разрешает и берет под контроль весь этот сектор, от импорта до экспорта, не говоря уже о посевах, выращивании, сборе, обработке, покупке, хранении, продаже и распространении. Вот, что пишет Le Monde:
«Потребителям марихуаны будет разрешено приобрести максимум 40 граммов в месяц в получивших государственный сертификат аптеках. Они должны быть не моложе 18 лет и числиться в государственной базе данных, в которой будут отслеживаться их ежемесячные приобретения. Кроме того, уругвайцам будет разрешено вырастить у себя дома шесть растений в год, что равняется примерно 480 граммам. Наконец, они смогут объединяться в клубы от 15 до 45 членов, которым будет разрешено вырастить 99 растений в год».
Нет никаких сомнений, что изменения в потреблении марихуаны в Уругвае, привлекут к себе самое пристальное внимание тех, кто проявляет интерес к ее легализации по всему миру.
Во Франции у депутата Соцпартии и бывшего министра внутренних дел Даниэля Вайана есть причины для радости: Уругвай в общих чертах применил на практике его собственную идею, которую он безуспешно пытается претворить жизнь во Франции уже несколько лет.
В 2011 году Вайан представил доклад (при его подготовке он проводил беседы с полицейскими, судьями, социологами, наркологами и пациентами) о возможности легализации марихуаны во Франции. В частности в нем предусматривалось формирование национальной сети производства и сбыта по примеру того, как обстоят дела с алкоголем и табаком. Его предложение вызвало раскол среди левых (премьер Жан-Марк Эро ясно дал понять, что при его правительстве ни о чем подобном не может идти и речи) и практически единогласное неприятие среди правых.
Хотя французский политический класс в целом по-прежнему против даже снятия уголовной ответственности (то есть отказа от преследования) потребителей, не говоря уже о легализации (то есть создании регулируемого рынка) марихуаны, многие известнейшие мировые деятели (Кофи Аннан, Луиза Арбур, Ричард Брэнсон, Хавьер Солана, Марио Варгас Льоса...) утверждают, что разрешение продажи «травки» (и даже других психотропных веществ) дало бы лучшие результаты в плане здоровья населения и борьбы с преступностью, чем запрет и наказание.
Кроме того, недавно в американских штатах Колорадо и Вашингтон были приняты законодательные инициативы по легализации марихуаны. Они пошли дальше, чем, например, Нидерланды, где разрешена розничная продажа марихуаны, однако ее производство и оптовый сбыт по-прежнему остаются «серой зоной».