В свое время было много разговоров о том, что европейская программа Восточного партнерства (ВП) является неэффективной и что у нее нет будущего. Но история с Соглашением об ассоциации Украины показала, что инициатива ВП оправдала себя очень даже.
Евросоюз заставил Москву напрячь все свои мускулы, чтобы помешать Киеву сблизиться с Европой (следующим шагом со стороны России могло стать разве что развязывание на Украине гражданской войны). Это заставляет продолжить работу, но гарантии того, что ЕС попытается развить успех на восточном направлении, нет. Для этого нужны по крайней мере две вещи: желание и деньги. Как с одним, так и с другим у Евросоюза проблемы.
В Европе не так много таких энтузиастов европеизации восточных соседей, как Литва и Польша, и для других европредседателей Восточное партнерство может стать далеко не самым важным приоритетом. Больше того, ЕС вообще может решить, что исторические границы зоны геополитического доминирования России восстанавливаются, а значит нет смысла напрягаться: российско-грузинская война, вероятно, подтолкнула к этой мысли, а то, как Кремль вцепился в Украину, может утвердить ее в европейских головах.
Тем не менее, даже если желание пободаться с Москвой на постсоветском пространстве у Европы появится, оно должно быть подкреплено готовностью к серьезным тратам. А с этим у Брюсселя всегда трудно. Как только начинаются разговоры о финансовой помощи, на его лице сразу же появляется гримаса недовольства — мол, радуйтесь, что мы вообще с вами связались. Так нельзя. На голом энтузиазме партнеров далеко не уедешь — его надо удобрять. А впереди даже не Грузия — Молдавия.
С тем, что первая уже почти отрезанный ломоть, Россия видимо смирилась. Условий для стратегического сближения по сути нет. С другой стороны, в ЕС и в НАТО Грузию в скором времени тоже вряд ли примут – ну и ладно. А вот за Кишинев Кремль без сомнения собирается побороться.
В определенный момент Россия с пристрастием взглянула на молдавских гастарбайтеров. А еще есть старое доброе вино и газ. При этом недавно вновь всплыла идея федерализации Молдавии (читай, «План Козака»), и суть дела вот в чем — мы вам помогаем объединить страну, а вы всерьез задумываетесь о вступлении в Евразийский союз. Хотя у власти в Кишиневе пока еще прозападные силы, они нуждаются в поддержке: экономическая ситуация сложная, коммунисты не дремлют, а если еще Россия поднажмет...
Читайте также: Украина больше не входит в список приоритетов США
Готов ли Брюссель финансово поддержать Молдавию? Ей столько, сколько Украине, не нужно, но Европе может показаться, что и это слишком много. Остается только надеяться, что Евросоюз сделал выводы из неудачи с Киевом и в случае с Кишиневом будет действовать эффективнее.
А как насчет других участников ВП? Белоруссия уже в Таможенном (Евразийском) союзе. Армения тоже определилась. Азербайджану европейские деньги без надобности – ему нужна бóльшая вовлеченность Европы в процесс урегулирования Карабахского конфликта, но Евросоюз к этому не готов. Остаются Грузия и Молдова, которые могут помочь программе ВП остаться на плаву.
Что касается Литвы, то разговоры о фиаско неуместны. По мнению экспертов, наверное единственной ошибкой стало завышение ожиданий от Вильнюсского саммита, создание перспективы успеха. С другой стороны, это было необходимо, ведь нельзя к чему-то стремиться и при этом не верить в победу. В результате все почти поверили, а «невеста» в последний момент сбежала.
Еще один неприятный эпизод– безответственное поведение председателя Сейма Литвы Л. Граужинене. Попыталась поучить президента Д. Грибаускайте внешней политике, но сама оказалась слабым дипломатом, а имидж страны пострадал.
И все же литовские дипломаты молодцы. Недаром председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу похвалил Литву за работу, проделанную на европейском и восточном направлении. Как отметил литовский депутат Европарламента Л. Донскис: «Литва сделала то, о чем американцы говорят, используя название фильма - «Миссия невыполнима». В условиях, когда миссия невыполнима, Литва сделала все возможное. Даже с учетом неподписания этого договора Литва победила и может уходить с высоко поднятой головой. [...] Другая страна-председатель сможет не работать столько, сколько работала Литва. Инициативу должен взять на себя и Брюссель. Литва делала все: информировала, просвещала, анализировала, интриговала, выступала в роли посредника, - сделала все, что было можно. Не хватило только одного – европейской гибкости и украинской решимости».
Правда перед самым саммитом немного удивили слова одной из советниц президента Литвы о союзах, которые создаются нецивилизованными методами и поэтому не могут быть долгосрочными. Велась обычная геополитическая (геоэкономическая) борьба – надо уметь проигрывать и, стиснув зубы, продолжать добиваться своих целей. А вызовов меньше не стало. Впереди президентские выборы на Украине и битва за Молдавию. Задача Литвы – самой не забыть о прозападных силах в этих странах и попытаться не позволить забыть о них Европе. Миссия невыполнима? Неважно, главное – информировать, просвещать, анализировать, интриговать, выступать в роли посредника и не сдаваться.