Последнее десятилетие в Латинской Америке можно считать великолепным в силу значительного экономического роста и впечатляющих социальных достижений: 50 миллионов человек вышли из состояния бедности и стали составной частью нарождающегося среднего класса. Позади остались упущенные десятилетия политических потрясений и экономической разрухи. Политическая и макроэкономическая стабильность является важной причиной достигнутого успеха вместе с высокими ценами на сырье и значительными доходами от его экспорта, прежде всего в Китай.
Прямые капиталовложения испанских предприятий в данный регион составляют 130 миллиардов 750 миллионов евро, или одну треть испанских инвестиций в мире. Наибольшее количество инвестиций вложено в Бразилию: около 43,5 миллиардов. Затем идут Мексика, Аргентина и Колумбия. Кроме того, в 2012 году испанские компании получили на тендерах контракты на 50 миллиардов евро, из которых одна треть приходится на Латинскую Америку. 65% сделок на мадридской бирже совершается с иностранными компаниями, причем наиболее значительная часть (около 25%) приходится на латиноамериканские. Объем торгового оборота пока еще невелик, учитывая, что Испания больше экспортирует в Португалию. В этой связи стоит подчеркнуть, что в 2012 году торговый оборот вырос на 15%. Недавние соглашения ЕС с Перу, Колумбией и странами Центральной Америки будут способствовать росту экспорта испанских товаров.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе Латинской Америке придется столкнуться с рядом проблем. Прежде, чем проанализировать их, стоит напомнить о последствиях объявления, сделанного в середине этого года Беном Бернанке, президентом Федеральной резервной системы, о возможном начале конца мер валютного стимулирования: вывод капиталов, падение цен на сырье, биржевых индексов и курсов национальных валют. Эти явления выявили зависимость региона от внешнего финансирования.
Разработка месторождений нефти и сланцевого газа в США должна была бы стать побудительным мотивом для структурных реформ с целью диверсификации экономики латиноамериканских стран, слишком сильно зависящих от экспорта сырья. Реформы будут способствовать росту производительности труда и конкурентоспособности.
Как сказал бы Уоррен Баффетт, известный по прозвищу Оракул из Омахи, когда спадает прилив, то сразу становится видно тех, у кого нет купальников, то есть кто не выполнил свои обязательства. А прилив начинает спадать. Согласно докладу об экономических перспективах Латинской Америки на 2014 год, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития, за пять лет большинство стран континента вдвое увеличили бюджетный профицит.
В докладе о мировой конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) детально исследуются 148 стран. В документе за 2013-2014 годы говорится о тех экономических отраслях стран Латинской Америки, в которых были проведены основные реформы. В этой связи необходимо укрепление государственных институтов, поскольку большинство стран, за исключением Чили (на 28 месте), сильно отстают в данном вопросе. Совершенствование демократии, органов правосудия, безопасности и учреждений, отвечающих за конкурентоспособность, окажут положительное влияние на различные рынки.
Инвестиции в развитие инфраструктуры представляют собой один из главных вопросов, стоящих на повестке дня, поскольку за исключением Чили (46) и Мексики (64), показатели по данному вопросу достаточно низкие. Четырьмя отраслями экономики, куда правительства должны направить капиталовложения, являются: транспорт, энергетика, водоснабжение, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В энергетике необходимо улучшить качество предложений по поставке энергии. В этой связи важно наращивать инвестиции в данную отрасль и развивать взаимодействие между странами. ИКТ должны внедряться повсеместно, что будет способствовать распространению интернета, поскольку на данный момент уровень его использования составляет менее 40%. В этом вопросе хороших показателей добились Чили (61,4%), Аргентина (55,8%) и Бразилия (49,8%). Развитие ИКТ позволит открыть новые рынки для латиноамериканских товаров, а также обеспечить получение высококачественного высшего образования на заочной основе.
Необходимо улучшить здравоохранение, начальное, среднее и высшее образование. Эквадор добился ощутимых результатов в области здравоохранения и начального образования (54). Аргентина занимает 61-е место. Чили занимает ведущие позиции в области высшего образования (38). Рынки труда, товаров и услуг необходимо реформировать с целью повышения их конкурентоспособности. В этих вопросах лишь Чили обладает хорошими показателями, занимая 36-е и 45-е места, затем идет Перу: 52-е и 48-е места.
Степень открытости экономики по отношению к внешним рынкам, то есть, к глобализации, различная. И если в большинстве стран уровень открытости экономики достаточно высокий и превышает 30% ВВП как по импорту, так и по экспорту (Боливия, Эквадор, Чили, Мексика), то в Бразилии (13% и 11,7%) и Аргентине (18,1% и 20,1%) он весьма незначителен. К этой же группе стран относится и Колумбия (19% и 18%). Торговые соглашения, которые некоторые страны подписали с США и ЕС, будут способствовать еще большей открытости их экономики.
Правительства стран континента могут воспользоваться создавшимся положением, пока уровень государственного долга еще не очень высок, чтобы придать толчок развитию и модернизации инфраструктуры. Наглядным примером может служить успешное взаимодействие предприятий государственного и частного сектора, не затрагивающее казенных средств. Еще одним вопросом, требующим решения, является налоговая реформа, направленная на повышение собираемости налогов и вскрытия неформальной экономики. В этом случае те реформы, о которых идет речь, будут иметь еще больше шансов на успех.
Все эти реформы объединяет необходимость проведения единой региональной политики, поскольку в глобализованном мире возникающие проблемы уже не могут быть решены силами одной страны. Необходимо также разработать список первоочередных стратегических проектов в Латинской Америке по развитию инфраструктуры. Тихоокеанский союз, в котором Испания имеет статус наблюдателя, представляет собой важный шаг в этом направлении, поскольку данная региональная инициатива зиждется на четырех свободах внутреннего рынка ЕС: свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей. Вышеизложенные данные можно трактовать по-разному. Лично у меня возникает весьма положительное ощущение, поскольку, помимо развития экономики латиноамериканских стран, эта инициатива действительно охватит самый широкий круг вопросов, если будут осуществлены объявленные реформы. Политическая и макроэкономическая стабильность, потенциал роста ИКТ, хорошо развитая предпринимательская жилка, а также молодое и энергичное население — вот лишь некоторые из ее положительных аспектов.
Не будем при этом забывать об отношениях с Испанией и США. Инвестиционные связи, выражающиеся в сумме порядка 45 миллиардов евро во взаимных прямых иностранных инвестициях, а также торговые связи становятся все более значительными. Начавшиеся переговоры по Торгово-инвестиционному трансатлантическому соглашению между США и ЕС (TTIP) и находящийся в стадии ратификации протокол об изменениях в Соглашение между Испании и США об избежании двойного налогообложения будут способствовать еще большему укреплению этих отношений. Кроме того, присутствие Испании в Латинской Америке с населением в 53 миллиона человек и ВВП в размере 1,2 триллиона долларов, позволит испанским компаниям укрепить свои позиции в стране с самой развитой экономикой.
Успех Латинской Америки интересен нам в силу культурно-исторических связей, близости и дружеских отношений. А также потому, что в нынешнем XXI веке процветание этого континента и нашей страны тесно взаимосвязаны
В силу вышеперечисленных обстоятельств, Испания быть неотъемлемой частью Европы, наращивать свое присутствие в Латинской Америке, а уже оттуда развивать взаимодействие со странами Азиатско-тихоокеанского региона.
Томас Поведа Ортега, генеральный директор консорциума Casa de América.