Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто-то считает, что Украина переживает новую мощную революцию, а кто-то не верит в изменение системы. Для кого-то Майдан стал новой Запорожской Сечью, а для кого-то — новой моделью страны. Одни ожидают новой политической силы, в то время когда другие призывают строить гражданское общество на горизонтальном уровне.

Кто-то считает, что Украина переживает новую мощную революцию, а кто-то не верит в изменение системы. Для кого-то Майдан стал новой Запорожской Сечью, а для кого-то — новой моделью страны. Одни ожидают новой политической силы, в то время когда другие призывают строить гражданское общество на горизонтальном уровне. Для одних майдан — это шанс отстоять свои права, а другие считают, что это — «дерибан» страны, попытки извлечь выгоду из ситуации. Впрочем, все единодушны в одном — страна переживает знаковый момент в своей истории. Поэтому «День» обратился к людям разного возраста, разных социальных статусов и из разных уголков Украины с одним единственным вопросом: «Что сейчас происходит в стране?»

«Переформатирование населения в граждан»

Иван Хмиль, священник УГКЦ, Ровно:
— Люди осознали, что от каждого из нас зависит наше настоящее и будущее. И за это нужно бороться и отстаивать свои убеждения. Не партии, не политики, а граждане Украины сегодня решают будущее Украины. Становление гражданского общества — основное достижение Евромайдана.

«Трансформация из колонии в страну»

Алла Рыбицкая, соучредитель книжного магазина-галереи «Чорна ящірка», Днепропетровск:
— На самом деле то, что происходит, это не какая-то отдельная ситуация или событие. Это более быстрое продолжение процесса, который длится еще с конца 80-х и никак не завершится, периодически утихая и взрываясь — это трансформация из колонии в страну, это непрерывная борьба за право быть независимыми. Просто борьба эта каждый раз приобретает новое качество — смыслы совершенствуются и лучше артикулируются. Поэтому я бы это рассматривала как виток эволюционной спирали, по которой проходит украинское общество.

Единственной константой противостояния на протяжении всего времени остается чувство достоинства. Приходит осознание — для того, чтобы контролировать власть, прежде всего необходимо контролировать и уважать себя и друг друга.

Львов — это наш огненный нерв патриотизма, но не забывайте, что в свое время самые жестокие советские репрессии, Голодомор, массовые выселения пришлись как раз на восточные и южные части страны — собственно, из-за непокорности населения тогдашней власти, непризнания Советского Союза. Поэтому я могу сказать, что легко быть патриотом во Львове, а вы попробуйте побыть украинцем на Юге или Востоке. Однако это сделало нас более крепкими, стойкими и, возможно, более прагматичными.

Днепропетровск не остался в стороне от Евромайдана. Да, мы редко выходим на протестные акции, но причиной этого в основном является либо неэффективность, либо их непонятность для жителя востока. Однако в Днепре был 1991 год, была «Украина без Кучмы», у нас стоял Помаранчевый майдан...

Сегодня Днепропетровщина вряд ли пылко поддерживает идею евроинтеграции, но уж точно не отстаивает затягивание в таежно-газовую трубу. Нам хочется утверждения хороших европейских ценностей в Украине — равенство всех перед законом, возможность вести бизнес, получать образование. Мы просто хотим Свободы!

«Появилось то, чего не было очень давно, — национальная идея»

Тарас Билка, музыкант, Запорожье:
— У молодежи проснулось сознание и появилось то, чего не было очень давно, — национальная идея. Люди стали более дружелюбными, вместе выступают в стремлении к свободе. Мне кажется, что этот Майдан, не только в Киеве, но и на местах, показал, что ментально мы — Европа, а не какая-то Азия. Я видел инфографику, которая показывала области Украины, активно поддерживающие Майдан. Их закрашивали желтым цветом, а другие — синим. Так вот Юг и Восток были синими, а среди них одно Запорожье — желто. И это очень символично, ведь у нас есть Хортица, которую мы точно не отдадим. Сейчас молодежь стала решительнее, даже невзирая на запреты в университетах. Студентов активно «прессовали», заставляли чистить свои профили в социальных сетях, удаляя записи и фото, связанные с Евромайданом. Это абсолютно не подействовало, и на марш протеста студентов вышло очень много молодежи. Они уже не романтичные, как было в 2004 году. Тогда это была, по мути, большая «тусовка», а теперь люди выходят отстаивать свои права. Главное, что люди показали — они свободолюбивы и не будут рабами.

«Страна в рамках одного майдана»

Екатерина Сергацкова, журналистка, Симферополь:
— То, что сейчас, — это массовый протест против невежества, пустословия, близорукости и лености — тех качеств, которые, к сожалению, составляют образ украинской власти, причем этот образ не касается только Януковича и Азарова. На доске позора — и мелкие чиновники, которые тупо и беспрекословно выполняют приказы руководства, и милиционеры, которые считают взятки нормой, и вахтерши-церберы, и врачи-аферисты, и многие другие... Думаю, в настоящий момент Майдан представляет модель той страны, в которой мы хотим жить: страны, где чисто, где не грубят, где развита взаимопомощь, где бизнес — это важная часть развития общества, где придерживаются прав человека и можно не переживать о своей безопасности. И если людям удалось построить такую страну в рамках одного майдана, то, возможно, у нас получится реализовать эту модель в масштабе друг к другу?

«Цель — национализировать государственную власть»

Завен Баблоян, переводчик и издательский менеджер, Харьков:
— В настоящий момент происходит противостояние сознательных граждан Украины ее избыточному, абсолютно паразитарному и крайне обнаглевшему госаппарату (и тех, кому его удалось завербовать). Главная цель протестующих — снова национализировать государственную власть (сейчас она находится в частной собственности и передается «по вертикали» в аренду) и заставить госаппарат вернуться сугубо к выполнению своих функций. Очевидно, мы не можем дальше жить в неофеодализме.

«Киевский майдан — современная Запорожская сечь»

Тарас, футбольный фанат, Хмельницкий:
— Если коротко, то, на мой взгляд, в Украине происходит народный бунт, против того что называют «произволом власти», который подпитывается и используется разными силами для своей цели. Но, безусловно, в этой большой игре и у нас, простого народа, есть свои интересы. Поэтому для меня самым важным в этих событиях является то, что люди готовы отстаивать собственные права, собственное достоинство, способны к самоорганизации, взаимопомощи. Каждый, кто хоть раз побывал на современной Запорожской Сечи, — Киевском Майдане — навсегда изменил мнение о своих соотечественниках. И это, по крайней мере, для меня, главный урок. Продолжение следует... Слава Украине!

«Революция против жлобства»

Илья Стронговский, книжный дизайнер, Житомир:
— Самое главное, что сейчас происходит, это то, чего у нас до сих пор никогда не было — идет революция не за какую-то конкретную силу или лидера, идет революция против жлобства. Мы являемся свидетелями того, как нация устала жить по накинутым «совком» правилам. Как только произойдет логическое завершение определенного этапа Майдана, большое количество людей увидит, насколько они изменились внутренне. За целые сутки дежурства на Майдане мне ни разу не наступили на ноги. В Житомире, например, я не могу зайти в общественный транспорт — обязательно отдавят ногу. Это настолько поразительный контраст, когда вся эта тьма народа обходит тебя и улыбается! Хотя житомирский Евромайдан меня удивил. Мы всегда были чрезвычайно инертным городом, но последние события показывают, что сдвиги заметны даже у нас. Еще одна важная вещь — идет самоосознание молодежи, которая перебрасывает это осознание на старшие поколения. Этот процесс не может завершиться сам по себе — должно либо измениться правительство, либо появиться политическая сила, которая сможет легитимно выиграть выборы. Майдан показал, что нам нужно менять не только власть, но и оппозицию. Мне кажется, что ростки новой оппозиции уже пробиваются и проявляют себя сейчас. Даже при наихудшем из возможных сценариев у нас уже этого не отнять.

«Киевляне — не пассивные»

Оксана Заец, бухгалтер, Киев:
— Усталость общества от обдирательства, беззакония, сплошной лжи и неисчерпаемой глупости нынешней власти перевесила традиционный украинский конформизм. Простыми словами: задолбали! Пользуясь случаем, хочу ответить на упреки соотечественников из Западных областей: мы, киевляне, — не пассивные и всегда, кстати, начинаем первыми!

«Бороться до отставки нынешней власти и переизбрания новой на всех уровнях»

Алексей Рудич, программист, Киев:
— Я бы сказал, что у украинского народа терпение лопнуло. Беззаконие, которое господствует в нашей стране долгие годы, с которым нынешняя система власти и не собирается бороться (поскольку она думает только о собственных интересах), подняло наш народ с колен, чтобы показать свой протест мирным цивилизованным способом. Как видим, эту систему искоренить будет очень непросто. Но все больше и больше настоящих украинцев понимают, что в данной ситуации оставаться безразличным нельзя! Поэтому значительная их часть готова бороться до конца — до отставки нынешней власти и переизбрания новой на всех уровнях!

«Подумать о миссии Украины в мире»

Елена Каганец, менеджер по туризму, Киев:
— Считаю, что в эти дни происходит осознание украинцами себя как нации. Сейчас происходит своеобразный цивилизационный прыжок нашей страны в процессе поиска своей миссии и своего места в мире. Отказ от подписания Соглашения об ассоциации был лишь катализатором, который подтолкнул нас к переосмыслению многих важных вещей. Думаю, что сегодня украинцы вышли на улицы даже не столько ради того, чтобы продемонстрировать свой европейский выбор, а скорее, чтобы показать — мы нация сильных людей. Прогнозирую, что эти события подтолкнут философов, политологов, юристов, государственных деятелей подумать о миссии Украины в мире. Я же убеждена, что украинцы — самостоятельная, здоровая и очень перспективная нация, которая никоим образом не должна быть «под кем-то».

«Попытка нормально жить»


Татьяна Самчинская, издатель, Киев:
— Сейчас происходит попытка людей совместными усилиями реализовать свое право на нормальную, достойную жизнь — без страха за собственное будущее. Но попытка наплевательски и нагло игнорируется государственной властью, которая, по идее, должна это право обеспечивать.