В период после Второй мировой войны стало очевидно, какие мировые силы будут регулировать новый миропорядок. С одной стороны, боеспособность США, олицетворяющих экономику, технологии и ядерный потенциал, с другой — СССР с его идеологией, конвенциональной военной силой и геополитическим превосходством. Русские действительно тяжело пострадали от конфликтов, которые интенсивно протекали в Центральной Европе и на Дальнем Востоке. Между тем, за исключением Перл-Харбор, США даже не слышали ни одного выстрела.
Последняя мировая война внезапно даровала двух царей леса. Один из них — энергичный Орел, доминирующий в небесах и морях, другой — пострадавший и изнуренный Медведь, который царствует на суше. Медведь долго залечивал раны, но некоторые из них требуют перевязки до сих пор. Не нужно было обладать особым логическим мышлением, чтобы понять, что Медведь никогда не превратится в зайца. И очень скоро все, кто воспринимал окончание холодной войны как крах России, осознали, как они заблуждались. Медведь вернулся в лес и начал вселять страх.
Хотя на сегодняшний день Россия не относится к экономическим и технологическим гигантам мира, своими военными возможностями, энергетическими ресурсами и геополитическим превосходством она явно демонстрирует стремление заполнить каждую пустоту, оставленную США, проявляющими сегодня склонность к обращению внутрь себя. Стремясь, с одной стороны, создать альтернативный ЕС экономический пул, Россия в то же время заявляет о своем присутствии на постоянной основе в важнейших с точки зрения контроля Ближнего Востока и Северной Африки водах, а именно в Средиземном море. Заявляя о создании «оперативного командования в Средиземном море», министр обороны РФ Сергей Шойгу также сообщает, что для защиты интересов России в Северном Ледовитом океане постоянное присутствие российских войск будет сформировано и на некоторых островах Арктики. Все это обладает особым значением с точки зрения осознания нового подхода России.
Чтобы понять позицию России в Черноморском регионе, достаточно взглянуть на Армению и Украину. Способность создавать такую мощность колебаний за столь непродолжительное время в регионе, избранном ЕС в качестве зоны его экспансии, обусловлена как неумелостью ЕС, так и историческим влиянием России на этом пространстве. Источником стратегии России в Черноморском регионе, определяемой русскими как «политика ближнего зарубежья», являются поиски способов контроля «подъездного пути» на участке между Азией и Европой. У России нет намерений уступать этот регион НАТО или ЕС, и, очевидно, что в этой борьбе она готова использовать любое оружие и средство, включая энергетику.
Крупнейшее преимущество России в начале XXI века несомненно связано с тем, что Россия — один из основных источников жизненно необходимой энергетики в постепенно индустриализирующемся мире. По состоянию на 2012 год производственные мощности России обеспечивают добычу 10 миллионов баррелей нефти в сутки, и при увеличении цен на нефть на каждый доллар Россия дополнительно пополняет свой карман 3,65 миллиардами долларов. Это наиболее явный показатель того, как происходит оживление экономики, которая, как утверждается, пошла ко дну. При этом нет необходимости отмечать тот очевидный факт, что Россия прекрасно обладает механизмами и возможностями разведки, которые позволяют ей спекулятивно сохранять высокие цены на энергоносители.
Выступление президента России Владимира Путина в Государственном Кремлевском дворце в конце текущего года показывает, что вернувшийся в лес Медведь намерен также осуществить и идеологический прорыв. Когда Путин отмечает: «Мы всегда гордились своей страной, но мы не претендуем на статус сверхдержавы. Мы никогда никому не навязываем своего покровительства и никого не учим жить», — российский лидер проводит мысль о том, что позиция России отличается от мышления ЕС и США, которые принуждают весь мир следовать своим стандартам. Таким образом президент РФ утверждает, что в своей внешней политике Россия никогда не укажет какой-либо стране на проблему, связанную с режимами, персонами, правами человека.
По всей видимости, в периоды, когда наш Медведь находился в зимней спячке, он освоил технику мышиного укуса. Во сне не ощущая повреждений уха, носа или других каких бы то ни было органов, никто даже и не думает пробуждаться. Парировать сможет тот, кто, осознав, что Медведь — это медведь, определит соответствующую стратегию. Одно небольшое напоминание: когда вы видите зубы медведя, не стоит полагать, что он вам улыбается!