Я знаю, как избавиться от самой болезненной проблемы польского образования: переизбытка гуманитариев и недостатка инженеров. Существует отличный способ, заставить молодых людей бросится в объятия математики, физики и химии. Нужно запретить производство шоколада.
За хранение небольших доз наказывать не следует, достаточно запретить ввоз шоколада в Польшу и его производство на нашей территории, а также создать специальные тюрьмы для тех, кто войдет в конфликт с законом и несмотря ни на что начнет изготавливать этот продукт в домашних условиях. В таких исправительных учреждениях должна работать программа ресоциализации, которую мог бы подготовить Варшавский университет естественных наук, а в камерах — сидеть профессора и преподаватели технических вузов (их можно поместить туда, например, за подстрекательство к производству шоколада).
Заключенные наверняка принялись бы заниматься тем, чем обычно занимаются заключенные: учиться своему ремеслу от вышестоящих в иерархии коллег, а после выхода на свободу вернулись бы к своим преступным занятиям, но делали бы уже не только простой шоколад, но например, пралине и плитки с начинкой. Нужно обязательно открыть также тюрьмы с более мягким режимом, где молодежь могла бы получить знания из области географии (где покупать какао) и выучить иностранные языки (чтобы договориться с производителями какао).
При том как люди любят шоколад, тюрьмы и исправительные учреждения оказались бы переполненными, но это стоит того. Молодежь сама выучится на настоящих профессионалов и создаст секретные фабрики нелегального шоколада.
Эта идея пришла мне в голову, когда я недавно столкнулся с нетривиальной проблемой: мне был нужен очень сильный источник света, который мог бы потягаться в ясный день с солнцем, а одновременно я не располагал бюджетом, достойным футбольного клуба высшей лиги. Как обычно в подобных ситуациях сперва я обратился к дядюшке Гуглу, надеясь обнаружить фирмы, которые продают осветительное оборудование и дают на своих сайтах советы по поводу подбора тех или иных ламп для конкретных задач.
Каково было мое удивление, когда оказалось, что всю информацию о сильном освещении (видах ламп, эффективной мощности, яркости, способах подключения и охлаждения) можно получить на форумах, посвященных выращиванию конопли.
Эти люди на самом деле проделали серьезную работу, включая создание специальных калькуляторов, подсчитывающих, сколько ламп нужно для каждого конкретного случая и сколько электричества они будут потреблять. И это только начало, ведь чтобы вырастить коноплю нужно поддерживать определенную температуру, уровень влажности, знать режим полива, подкормки.
Если бы марихуана была легальной, никто бы не стал утруждать себя распространением этих знаний. Мы же не интересуемся температурой изготовления шоколада или местом произрастания какао, использованного для его производства, а просто покупаем в супермаркете плитку и совершенно бездумно съедаем ее, придя домой.
Поскольку марихуана не имеет такого массового распространения, как шоколад, а ее действие нельзя назвать столь же нейтральным для здоровья, я не будут призвать молодых людей интересоваться травкой, чтобы расшевелить их серое вещество.
Если мы запретим производства шоколада, у нас сразу появятся миллионы зависимых от этого продукта, которые примутся придумывать, как его достать. Таким образом мы подстегнем креативность и привнесем в нашу экономику инновационность. Во время военного положения тысячи людей занимались самогоноварением: только потому, что это было запрещено. Интернета тогда не было, но им как-то удавалось найти сведения о процессе ферментации и перегонки.
Готов поспорить, что именно это стремление к добыванию знаний в сложных условиях и склонность к экспериментам способствовали буму предпринимательства в 1989 году. Сейчас нашему обществу нужен новый импульс. Так что — запретим шоколад!
Когда я наблюдаю за школьными мучениями моих детей, я понимаю, в чем заключается проблема образования. Школьные знания скучны и ни к чему не применимы. «Папа, зачем мне строить прямоугольник с помощью циркуля и линейки, когда у меня есть угольник?» — спрашивает меня старшая дочь.
В принципе, хороший вопрос. Никто не объясняет, где ей понадобится такое умение кроме как на контрольной в шестом классе. А даже успешная сдача теста не даст достаточной порции эндорфинов. Если исключить патологические случаи, вообще никаких эндорфинов, максимум — немного адреналина родителям. Зато порцию гормона счастья дает плитка шоколада, но ведь нельзя пичкать детей в школе сладким... Лучше поставить шоколад вне закона, и пусть они сами думают, как его произвести. Так мы заставим молодежь пораскинуть мозгами, пусть добывают знания, вместо того, чтобы покупать шоколадные плитки в супермаркете.