Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Нет ничего удивительного и сверхнеожиданного в той информации, которая была обнародована благодаря одному из самых влиятельных людей в истории утечки государственных секретов Эдварду Сноудену. Конечно же, американцы пытаются перехватывать и читать электронную почту израильских лидеров. Израильские руководители вот уже многие годы предполагают, что почти каждая их телефонная беседа может быть записана иностранными спецслужбами.
Если американская и британская разведки прикладывали такие усилия, чтобы следить за обычной электронной почтой министерства главы правительства и министерства обороны, то это выглядит даже забавно. Я сомневаюсь, что какие-либо государственные секреты передавались посредством и-мейлов, отправляемых сотрудниками обоих министерств. Да и вообще: израильская манера решения различных вопросов (очень неформальная, гибкая, основанная на личных отношениях) крайне затрудняет сбор разведывательной информации такого рода, в отличие, скажем, от европейцев, где все проходит через электронную почту).
Иными словами, если американцы прослушивали телефонные беседы Ангелы Меркель, то почему бы им не следить за почтой Ольмерта, Барака и Нетаниягу. Это было бы даже оскорбительно, если бы за нашими руководителями никто не следил. Мол, кому они нужны. Держу пари, что следующей информацией, которую обнародует Сноуден, будет сообщение о том, что американская разведка прослушивала телефонные разговоры израильских политиков высшего ранга.
Спокойная и относительно сдержанная израильская реакция на очередную порцию секретов Сноудена связана именно с этим: наши руководители прекрасно понимают, что в этом нет ничего неожиданного, такого, чего нельзя было бы предвидеть заранее. В Израиле существуют два вида информации: сверхсекретная и всем известная. Сверхсекретная хранится весьма неплохо теми, кто посвящен в государственные тайны. Но все, что не входит в эту категорию, обсуждается почти открыто на работе за чашкой кофе, на резервистских сборах, за субботним столом. Так было всегда.
Речь, разумеется, идет о весьма недружественных действиях со стороны американцев, какими бы предсказуемыми они ни были. Это ставит администрацию в довольно неловкое положение. Однако последняя утечка Сноудена неприятна для Вашингтона в меньшей степени из-за израильского аспекта. Наиболее проблематичным моментом является история не слишком известного до недавнего времени человека по имени Хоакин Альмония, комиссара ЕС по вопросам конкуренции и борьбе с монополиями. Альмония причинил много неприятностей американским концернам, поскольку стремился удостовериться в том, что их деятельность отвечает стандартам честной конкуренции на европейском рынке.
Тот факт, что администрация США прослушивала его разговоры, свидетельствует о том, что американское правительство действует точно так же, как китайское – обслуживает экономические интересы своих компаний, используя при этом торговый и промышленный шпионаж.