Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В погоне за американскими военными технологиями Китай пользуется услугами многочисленных дилетантов

© REUTERS / Kevin Lamarque Крейг Хили демонстрирует радиационно-стойкие микрочипы
Крейг Хили демонстрирует радиационно-стойкие микрочипы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В попытке получить информацию о новейших военных технологиях и образцах американских вооружений Китай пользуется услугами не только хорошо подготовленных шпионов, он также задействует растущую армию любителей. «Они очень настойчивы, и эти вещи нужны им вчера, — рассказал о своих китайских покупателях мистер Ян во время записанного ФБР разговора. — Они им очень нужны. И деньги у них есть».

В попытке обойти различные эмбарго и получить информацию о новейших военных технологиях и образцах американских вооружений Китай пользуется услугами не только хорошо подготовленных и натренированных шпионов. Он также задействует растущую армию любителей.

Приказы эти непрофессионалы получают от китайского правительства опосредованно в виде списков покупок, которые направляются через компании, связанные с Пекином.

Шпионы-новобранцы, приобретающие оружие и детали для таких компаний, это ученые, студенты и бизнесмены. Похоже, что ими в большей степени движет страсть наживы, нежели идеология. Как сказал один представитель органов национальной безопасности, китайцы «наводнили зону покупателями», и такая стратегия существенно осложняет действия США по недопущению попадания американского оружия в КНР.

«Когда какое-то государство выходит за рамки обычных разведывательных органов и предоставляет возможность заниматься разведкой любому человеку, оно настежь открывает двери для плохих парней», — говорит заместитель директора Федерального бюро расследований по контрразведке Роберт Андерсон-младший (Robert Anderson Jr).

Сегодня ведется как минимум 350 расследований в рамках дел о незаконной торговле оружием с участием китайцев. Это на 50 с лишним процентов больше, чем в 2010 году, сообщает агентство Reuters на основе анализа конфиденциальных отчетов американского правительства. Общее количество таких дел может быть даже больше 350, потому что в это число не входят те многочисленные дела, которые были заведены в рамках административных дознаний или расследований других преступлений. Представители американских органов власти говорят, что количество китайских дел, направленных на предотвращение утечки информации и образцов увеличивается быстрее, чем число расследований, связанных с любой другой страной.

Около двух третей таких дел, возбужденных в США с 2005 года, касаются китайцев, о чем говорится в анализе агентства Reuters, которое изучило судебные материалы. К ним относятся китайские граждане, проживающие в КНР или на законных основаниях в США, а также американские граждане, связанные родственными узами с Китаем.

Министерство обороны КНР заявляет, что усилия Пекина по модернизации вооруженных сил основаны на научных исследованиях, а не на воровстве. «Некоторые люди обвиняют Китай в краже техники и технологий из других стран, когда наша страна добивается успехов в разработке вооружений, — отметило оно в своем заявлении Reuters. — Такие представления безосновательны».

Агенты американских спецслужб рассказывают, что многие прошлые дела и продолжающиеся расследования показывают, как люди уезжают из Китая, не испытывая особой привязанности и преданности своему государству, а потом начинают принимать участие в работе Пекина по получению образцов и компонентов военной техники.

Характерным в этом плане стало дело 49-летнего инженера-программиста Лянь Яна (Lian Yang), который когда-то работал в компании Microsoft и был связан через родню с антиправительственной организацией в Китае. В марте 2011 года этот отец двоих детей признал себя виновным в нарушении американских законов о торговле оружием, так как он купил радиационно-стойкие микрочипы, намереваясь переправить их в КНР. Ян почти 11 месяцев провел в тюрьме и еще четыре месяца под домашним арестом. В марте его освободили.

Инженер-программист Лянь Ян


Давая интервью, Ян назвал свои действия «глупыми» и «неправильными». Вместе с тем, он заявил, что американские власти чрезмерно сгустили краски по поводу того, что он сделал.

По словам Яна, к нему обратился один его китайский друг по колледжу и попросил приобрести микрочипы. Но этот друг, сказал Ян, обычный бизнесмен, как и он сам, и ему нужно было получить детали для другого покупателя, а в конечном итоге — для китайского государства.

Взгляд на 280 дел

Агентство Reuters изучило конфиденциальные материалы расследований, собранные ФБР, в том числе многочасовые секретные записи, расшифровки и электронные сообщения. Они показывают, что Ян был новичком в вопросах незаконной торговли оружием и его деталями. Он хотел заработать и расспрашивал о других людях, готовых ему помочь за определенные проценты.

По электронной почте и в разговорах с тайными агентами ФБР в ходе проведенной ими операции Ян сообщал, что ему надо срочно получить детали американского производства для китайских военных и спутниковых программ.

«Они очень настойчивы, и эти вещи нужны им вчера, — заявил Ян во время записанного ФБР разговора о своих китайских покупателях. — Они им очень нужны. И деньги у них есть».

Из данных прослушки становится понятно, что Ян предлагал одному другу семьи, который оказался осведомителем государства, поделиться доходами, которые составят один миллион долларов в год. Позднее аппетита у него поубавилось, и он начал работать над гораздо более скромным планом, намереваясь получить несколько тысяч долларов.

«Это типичный случай, какие происходят почти каждый день, — сказал Андерсон из ФБР. — Речь здесь идет о парне, который хотел срубить денег».

Агентство Reuters проанализировало 280 дел, касающихся экспорта и эмбарго, которые были возбуждены американским правительством за последние восемь лет. (Сюда не вошли дела, где фигурируют мексиканские оружейные контрабандисты, поскольку такие преступления отличаются от тех, которые ставят под угрозу вооруженные силы США.) В 66 из 280 дел речь идет о Китае. Это почти каждое четвертое дело.

В докладе Министерства обороны Конгрессу за этот год, авторы которого основывают свои оценки и на этих расследованиях, говорится, что КНР подкрепляет свои военные закупки и программы модернизации «незаконными действиями, идущими вразрез с американским законодательством и нормами экспортного контроля, и направленными на получение важнейших технологий и техники из области национальной безопасности».

В этих делах фигурируют работающие на различных уровнях покупатели и продавцы, следы от которых ведут в Пекин. В материалах одного недавнего дела есть названия 31 китайской компании (почти все государственные), которые пытались купить вывезенные контрабандой военные средства связи. В другом случае китайская закупочная сеть воспользовалась серией из пяти банковских переводов между Китаем и Калифорнией, чтобы скрыть покупку деталей спутника на полмиллиона долларов.

Детали для беспилотников и гироскопы

Около трети связанных с Китаем дел относятся к военной авиакосмической технике, такой как радиационно-стойкие микрочипы. Незаконных торговцев оружием в последние пять лет ловили с военными гироскопами и датчиками ускорения, которые необходимы для китайских ракетных и космических программ, с деталями для беспилотных летательных аппаратов, а также с усилителями сверхвысокой частоты, которые используются для наведения ракет на цель и для постановки помех РЛС.

Эти компоненты пытались приобрести самые разные люди. Это бизнесмены и преподаватели, граждане Китая, китайцы, постоянно проживающие в США, и американские граждане. Многие имели доступ к технологиям, экспорт которых в Китай по закону запрещен, или обладали техническими знаниями и опытом, позволявшим эти технологии получить.

Среди осужденных за последнее время граждан Китая есть такие люди:

Графитовое волокно


— Ракетный специалист, работавший на оборонного подрядчика из Нью-Джерси. Он возил на техническую конференцию в Китай материалы компании, включая проектные данные по управляемым и неуправляемым ракетам, а также по беспилотникам.

— Шанхайский брокер, пытавшийся вывезти из Нью-Йорка тонны графитового волокна высокого качества, которое можно использовать в военных целях.


— Учившийся в Гарварде бизнесмен, который создал в Массачусетсе компанию, и через нее на протяжении нескольких лет контрабандой вывозил в Шэньчжэнь детали аппаратуры РЭБ, ракет и спутников на миллионы долларов.

В последнее время суды вынесли приговоры и нескольким американцам. Мужчина из небольшого городка в штате Нью-Йорк пытался незаконным путем вывезти в КНР графитовое волокно на 100000 долларов. Менеджер экспортного контроля из производственной компании в Пенсильвании подделал записи, что позволило отправить в Китай и ряд других стран десятки устройств связи двойного назначения. Позднее он объяснил органам власти, что был «слишком занят», и у него не хватало времени на получение лицензий законным путем.

«Никто из этих людей не является закоренелым преступником. Все они бизнесмены, — заявил представитель отдела расследований из Министерства национальной безопасности Крейг Хили (Craig Healy), возглавляющий государственный центр противодействия распространению оружия. — Но эти парни не задумываются о последствиях и не думают о том, что та мелочевка, которую они продают, может быть использована в какой-то момент для убийства американских солдат или солдат союзников».

После расправы на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставки оружия в Китай. В соответствии с его правилами, под запретом находится все, что может быть использовано полицией или военными. Сюда относятся и товары двойного назначения — те, что могут иметь и гражданское, и военное применение. Прежде чем экспортировать такие товары в Китай, необходимо получить разрешения от американского правительства.

Крейг Хили демонстрирует очки ночного видения


В списке покупок Лянь Яна было семь предметов, которые китайское государство хотело приобрести в большом количестве для своих космических и ракетных систем. Два предмета можно было экспортировать на законных основаниях, получив соответствующее правительственное разрешение. А пять, включая микрочипы, поставлять было запрещено категорически, так как они исключительно важны для комплексов вооружений.


«Без радиационно-стойких микрочипов запускать ракеты и спутники невозможно, так как в космосе настолько неблагоприятная среда, что электроника быстро перегорит или будет выведена из строя, — сказал эксперт по вооружениям из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Джеймс Льюис (James Lewis). — Кто-то в Китае поставил задачу: а достаньте-ка мне эти чипы».

Китайский покупатель

Ян уехал из Китая в США в 1988 году, а в 1999-м стал американским гражданином. Он материально помогал своим родителям. В интервью Reuters Ян сказал, что китайские власти преследовали его мать, так как она участвует в движении духовного самосовершенствования Фалуньгун.

Ян женат, у него двое детей. Он имел неплохой доход, зарабатывая более 100000 долларов в год в должности старшего инженера-программиста Microsoft. В 2007 году он открыл собственный бизнес. У его жены было агентство путешествий. Они владели двумя домами в пригороде Сиэтла; один дом был уже оплачен, и там поселились его родители.

В 2009 году, примерно за год до того, как ФБР провело тайную операцию с подставным агентом, из-за которой Ян угодил за решетку, он побывал на свадьбе у друзей своей жены. Там делали фотографии, и на одной из них он стоит рядом со сводной сестрой жениха — бывшим госсекретарем США Кондолизой Райс. «Она была очень приятная», — вспоминал Ян.


В то время жена Яна была в близких отношениях с невестой и женихом, сводным братом Райс Грегори Бейли (Gregory S. Bailey). На той свадьбе супруга Яна была замужней подругой невесты, а один из их сыновей нес во время церемонии кольца.

После свадьбы Ян и Бейли, который сам является предпринимателем, работали вместе, продавая в Китай оборудование и жидкокристаллические дисплеи, которые можно экспортировать на вполне законных основаниях.

«Он представился как человек со связями», — сказал Бейли во время интервью. Оба заявляют, что их коммерческие усилия потерпели неудачу.

Райс, которая сейчас преподает в Стэнфордском университете, не имела никакого отношения к бизнесу мужчин. Во время свадьбы «она в первый и последний раз виделась с господином Яном», заявила помощница Райс Джорджия Годфри (Georgia Godfrey). Райс, добавила она, «не причастна и ничего не знает о коммерческих делах Яна и Грега Бейли».

Лянь Ян и Кондолиза Райс


Вскоре после свадьбы один из знакомых Яна из Китая начал передавать ему списки товаров, пользующихся большим спросом. Это были детали для военной техники.

Непонятно, чем именно руководствовался Ян, занимаясь этой работой. В судебных документах представители федеральных органов сообщают, что те микрочипы военного назначения, которые пытался закупать Ян, предназначены для китайской спутниковой программы. В детали ФБР и прокуратура вдаваться не стали. Ян сказал, что не может обсуждать некоторые вопросы своей деятельности, пока в 2016 году не истечет срок его условно-досрочного освобождения.

В марте 2010 года он написал по электронной почте, что детали нужны государственной китайской корпорации по производству спутников и ракет China Aerospace Science and Technology Corp. Представитель ее дочерней компании China Spacesat Co Ltd сказал, что ничего не знает о деле Яна.


В электронном сообщении от мая 2010 года Бейли сообщил Яну, что может достать часть нужных Яну микрочипов, на которые военные наложили ограничения, купив их у калифорнийской компании Xilinx Inc. Это были те самые радиационно-стойкие микрочипы, поставлять которые в КНР противозаконно. Тем не менее, Бейли сообщил в своем письме: «При необходимости моя команда закупит у Xilinx 87 чипов; это то, что имеется у них в наличии. На покупку дополнительных продуктов Xilinx уйдет 32 недели».

Представительница компании от комментариев отказалась.

Бейли также написал, что сначала надо продать в Китай ЖК-дисплеи, экспорт которых является законным.

Он сообщил агентству Reuters, что хотел предложить и продать только дисплеи, а военные чипы продавать не собирался, сказав, что «дезинформировал» Яна. «Мудро ли я поступил? — сказал он. — Оглядываясь назад, скажу, что абсолютно глупо. Но я ни в коем случае не собирался делать что-то противозаконное, что могло бы нанести ущерб моей стране, и никаких приготовлений к этому у меня не было».

В своем недавнем письме в агентство Reuters Бейли сообщил, что он «никогда не был ни к чему причастен и никогда ни в чем не обвинялся», что он «инициативно и добровольно помогал ФБР» в деле Яна. По его словам, агенты заявили, что он «хороший и лояльный американец».

Представительница ФБР в Сиэтле от комментариев по поводу Бейли отказалась.

«Денежный след»

Ян и Бейли поссорились, после чего Ян начал искать других партнеров. Он связался с человеком, которого считал «очень близким другом семьи». Однако этот человек без ведома Яна сообщил о нем в ФБР.

Когда Ян на встрече с ним начал излагать планы покупки военной техники, которая была нужна Китаю, у этого друга семьи уже был микрофон с записывающим устройством.

Они обсудили легенду сделки. «Денежный след это проблема, — сказал Ян другу. — Он будет вести из Гонконга. Мы можем сказать...»

«Что ж, деньги можно куда-то вложить», — предложил друг.

«Ну да, я имею в виду, для НИОКР это не проблема», — заявил Ян.

Друг семьи, занимавшийся международной торговлей, продолжал ему подыгрывать. Он сообщил Яну, что уже связался с двумя американскими компаниями, сделав вид, будто детали нужны для китайских гражданских пассажирских самолетов. По его словам, компании ответили, что посредникам они ничего не продают и поставки в Китай не осуществляют.

ФБР записало разговор Яна с другом о том, что надо зарегистрировать подставную компанию в Неваде, которая будет говорить, что чипы нужны ей для исследовательской работы. Компания нужна была еще и для того, чтобы скрыть участие Яна и его китайскую фамилию.

«Когда они видят китайца, у них автоматически возникают подозрения», — со смехом сказал Ян.

По его словам, если все пойдет удачно, прибыли будут колоссальные. Они смогут зарабатывать миллион долларов в год — 10% от 10-миллионного годового объема продаж.

«Ничего себе, так много? — ответил друг. — Вау!»

Для покупателя деньги не проблема, заверил его Ян. Но товар должен быть военного уровня.

«Естественно, когда товар военный, он просто лучше», — сказал Ян.

«Ну да», — ответил осведомитель.

«Он просто лучше и дороже».

«Да, конечно».

«И им нужны самые дорогие вещи».

В командировку

«Андалука» это ресторан выше среднего уровня, расположенный в центре Сиэтла. Там приглушенное освещение и кабинки с высокими перегородками — идеальные для конфиденциальных разговоров. Сидя там за ужином в сентябре 2010 года, друг семьи Яна и осведомитель ФБР познакомил его с двумя коллегами. Эти люди сказали, что могут подделать документы и достать радиационно-стойкие микрочипы.

Это были агенты ФБР, работающие под прикрытием.

Согласно тайной записи разговора, эти агенты вытянули из Яна информацию о конечном покупателе (китайское правительство) и о возможном объеме поставки.

«Это будут огромные деньги», — сказал Ян.

Используя стандартные методы оперативной работы, агенты заставили Яна подтвердить то, что он понимает противозаконность предполагаемой сделки. В соответствии с американским законом о торговле оружием, это необходимое условие для признания виновности.

Если что-то пойдет не так, сказал один из агентов, «мы все сядем в одну камеру». «Вы понимаете, что я имею в виду?»

«Ох», — ответил Ян.

«Я не пытаюсь никого запугивать».

«Да, понимаю», — сказал Ян.

Перед десертом Ян заявил, что своими действиями он даже помогает Соединенным Штатам выправить торговый баланс. «Я полагаю, что своими действиями мы оказываем услугу стране, — сказал он. — Я знаю это лично, потому что 10 лет вел дела с Китаем от компании Microsoft. Внешний подряд. Покупка “железа”».

Все они заказали творожный пудинг. Ян заплатил по счету. «Вы гости», — сказал он. «Мы ценим это», — ответил агент.

Спустя три месяца, 3 декабря 2010 года Ян собрал из пяти банков наличность в сумме 20000 долларов. Ведь его китайские клиенты сразу деньги не отдадут. До этого Ян уже отправил переводом предоплату в подставную фирму ФБР. Эти деньги предназначались для покупки пробной партии из пяти микрочипов. Данной покупкой Ян намеревался установить деловое партнерство.

Американские агенты говорят, что он намеревался в этот же день уехать в Канаду на арендованной машине. Он уже купил на следующий день авиабилет из Ванкувера в Пекин.

Ян встретился с агентами в Сиэтле. Они передали ему микрочипы. Он отдал им деньги. Через несколько минут Ян был арестован.

Ему предъявили обвинение в нарушении федерального закона о торговле оружием. Адвокат договорился, что Ян признает себя виновным, чтобы ему сократили срок.

Перед отправкой в тюрьму Ян сказал своим сыновьям, что уезжает в командировку — в Китай.