Для Латинской Америки уходящий 2013 год был богат событиями. Смерть Уго Чавеса и приход к власти его преемника Николаса Мадуро в результате ангажированных выборов, которые у многих вызывают вопросы. Переизбрание Рафаэля Корреа в Эквадоре и возвращение в президентское кресло Мишель Бачелет в Чили. В Парагвае политическая ситуация нормализовалась в результате выборов, в то время как в Гондурасе вновь обострилась. Никарагуанский президент, приняв закон о возможности переизбрания бесконечное число раз, становится все более похожим на Сомосу. Братья Кастро продолжают править Кубой и осуществляют председательство в Сообществе стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря (CELAC). Структурные реформы в Мексике и мирный процесс в Колумбии продолжаются, хотя и сталкиваются с немалыми трудностями. Госсекретарь США Джон Керри объявил в Организации американских государств о конце доктрины Монро. Впервые в истории главой Ватикана стал представитель Латинской Америки, папа Франциск, которому журнал Time присвоил титул «Человек года».
В уходящем году исполнилось 35 лет с момента начала Третьей демократической волны на континенте, начался новый избирательный цикл, в ходе которого до 2016 года в 17 из 18 стран континента состоятся президентские выборы.
В уходящем году президентские выборы в пяти латиноамериканских странах проходили в обстановке замедления темпов экономического роста. По данным Экономической комиссии для стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря, рост Латинской Америки в 2013 году составит лишь 2,6%.
К этому следует добавить нарастающую социальную напряженность в целом ряде стран региона, граждане которых (в первую очередь, представители нарождающегося и весьма неоднородного среднего класса) выдвигают свои требования и, хотя и не отвергают «демократическую систему», но при этом высказывают недовольство ее работой, выступая попутно за большую прозрачность и отчетность. Но, прежде всего, за улучшение положения дел в столь важных областях, как образование, здравоохранение, транспорт и социальное обеспечение.
В Эквадоре был повторно переизбран Рафаэль Корреа (впервые избран в 2006 году и переизбран в 2009), одержавший убедительную победу над слабой и раздробленной оппозицией.
В связи с кончиной Чавеса предвыборная кампания в Венесуэле длилась недолго и была отмечена физическим, но не «духовным» отсутствием его харизматичного лидерства. Знамя чавизма подхватил Николас Мадуро, временно исполнявший обязанности президента с тех пор, как Чавес отправился на Кубу в декабре 2012 года. Оппозиция вновь выдвинула кандидатом Энрике Каприлеса, уже проигравшего президентские выборы Чавесу в октябре 2012 года. Постоянное ухудшение экономического положения, отсутствие харизмы у Мадуро и продуманные действия оппозиции привели к тому, что последователи Чавеса одержали победу с очень небольшим отрывом. Оппозиция отказывалась признать результаты выборов, ссылаясь на серьезные нарушения, допущенные в ходе голосования, но избирком (контролировавшийся сторонниками Чавеса) отклонил эти претензии.
Парагвай сумел нормализовать свою внутреннюю обстановку и внешние связи после того, как на выборах без особых трудностей одержал победу Орасио Картес (Horacio Cartes). Таким образом, представитель партии «Колорадо» вновь занял президентское кресло после неудачи на выборах 2008 года и непрерывного пребывания у власти в течение 61 года.
Выборы в Гондурасе проходили под знаком расслоения общества, обвинений в фальсификации результатов и завершились победой проправительственного кандидата Хуана Орландо Эрнандеса (Juan Orlando Hernández), представлявшего Национальную партию.
Еще одной их отличительной чертой стал распад традиционной двухпартийной системы (в общенациональном, а не местном масштабе). Второе место по количеству голосов заняла партия LIBRE, возникшая после государственного переворота 2009 года, возглавляемая бывшим президентом Мануэлем Селайей (Manuel Zelaya) и выдвинувшая в качестве кандидата его жену Ксиомару Кастро (Xiomara Castro). LIBRE потребовала пересмотра результатов голосования, представленных высшим избирательным органом, и заявила о нарушениях при подсчете бюллетеней. Вследствие глубокого политического расслоения страну охватил острый кризис власти (противостояние между сторонниками и противниками Селайи), а борьба между парламентскими фракциями делает невозможным достижение договоренностей.
В Чили состоялся второй тур президентских выборов, в результате которых левые вернулись к власти после четырех лет правления правых. Мишель Бачелет, лидер левоцентристской коалиции «Новое большинство» (Nueva Mayoría), одержала победу над Эвелин Маттеи (Evelyn Matthei), возглавлявшей правоцентристскую коалицию. Предвыборная кампания не характеризовалась особым накалом, поскольку изначально мало кто сомневался в победе Бачелет, которая набрала значительно большее, чем Маттеи, количество голосов как в первом, так и во втором туре. Явка избирателей в ходе обоих туров была невысокой.
Весьма важные для континента выборы прошли в Аргентине и Венесуэле. Результаты парламентских выборов, состоявшихся в середине президентского срока Кристины Киршнер, оказались неблагоприятными для ее правительства и положили конец ее надеждам на переизбрание. В Венесуэле выборы в местные органы власти (которые оппозиция превратила в своего рода референдум об эффективности правления Мадуро) вновь принесли победу представителям официальной власти, в очередной раз активно использовавшим административный ресурс. На этот раз они победили даже с еще большим отрывом, чем на президентских выборах в апреле.
Выборы 2013 года подтвердили некоторые из основных тенденций развития континента. Во-первых, налицо как продолжение прежнего курса (победа Корреа в Эквадоре, сторонников Чавеса в Венесуэле и официальных выдвиженцев в Гондурасе), так и смена политического вектора (Парагвай и Чили). Во-вторых, политическая неоднородность происходивших избирательных процессов: победа «социализма XXI века» в Эквадоре и Венесуэле, умеренных левых в Чили и правоцентристов в Парагвае и Гондурасе. И наконец — за редкими исключениями — усиление центристской тенденции (большая сдержанность и прагматизм).
Некоторые процессы, начавшиеся в 2013 году, по-прежнему будут оказывать решающее влияние на латиноамериканскую политическую действительность и в 2014 году. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto), действуя в соответствии с Договором ради Мексики (Pacto por México), добился проведения предложенных им структурных реформ (в области образования, телекоммуникаций, открытости, налогообложения, политики и энергетики), но упомянутый договор в значительной степени утратил свое значение после выхода из него Партии демократической революции. Главная задача сейчас заключается в том, чтобы успешно и эффективно провести в жизнь эти реформы.
В Колумбии, в обстановке предвыборной кампании, которая продлится в течение первых пяти месяцев 2014 года, необходимо продолжать мирные переговоры с повстанческой группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC). Несмотря на заметные достижения, переговоры продвигаются медленно (президент Сантос называл ноябрь 2013 года в качестве крайнего срока достижения соглашения). Следующий год ожидается непростым, полным напряженности и противоречий, создаваемыми в первую очередь сторонниками бывшего президента Урибе.
Начавшаяся предвыборная гонка продолжится в следующем, 2014 году. В семи странах должны состояться имеющие большое значение президентские выборы. В большинстве случаев их фаворитами являются представители действующей власти (Дилма Русеф в Бразилии; Хуан Мануэль Сантос в Колумбии, Эво Моралес в Боливии и Табаре Васкес в Уругвае). В остальных трех странах (Коста-Рике, Сальвадоре и Панаме) диапазон возможностей более широк, но при этом кандидаты от официальной власти имеют там высокие шансы на успех. Просматривается отчетливая тенденция к переизбранию. Действующие президенты выставят свои кандидатуры в Колумбии, Боливии и Бразилии, в то время как в Уругвае и Сальвадоре бывшие главы этих государств Табаре Васкес (Tabaré Vázquez) и Антонио Сака (Antonio Saca) вновь попытаются занять президентское кресло. Во всех этих процессах определяющую роль будут играть состояние экономики, уровень социальной напряженности и особенности каждой из стран. Не вызывает сомнение и то, что осуществлять управление во всех вышеуказанных странах будет делом непростым.
Даниэль Зоватто (Daniel Zovatto) — директор отдела стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря Международного института демократии и содействия выборам (IDEA).