Известие о том, что международный консорциум GUPC (Grupo Unidos por el Canal), в который входят крупнейшая испанская строительная компания Sacyr, итальянская Impreglio, бельгийская Jan de Nul и панамская CUSA, приостанавливают реконструкцию Панамского канала, стала плохой новостью наступившего Нового года.
Сразу же после объявления о прекращении работ акции Sacyr обесценились на 10%.
Работы по расширению Панамского канала приостанавливаются в связи с превышением утвержденной сметы. В октябре 2006 года панамские законодатели одобрили план расширения и модернизации канала, выделив на это 5,25 миллиарда долларов.
Испанская компания Sacyr, которая возглавляет консорциум GUPC, направила администрации канала уведомление о необходимости пересмотра суммы контракта в сторону увеличения примерно на 1,6 миллиарда долларов и предоставила Панаме 21 день для выплаты задолженности.
Речь идет о строительстве новых шлюзов, без которых канал не сможет функционировать на полную мощность. Однако пока администрация канала в категорической форме отказывается обсуждать с консорциумом возможность осуществления каких-либо выплат сверх прописанных в контракте.
В настоящий момент общий уровень завершенных работ по расширению Панамского канала оценивается в более чем 70%, а работ по строительству новых шлюзов — в 64%. Все работы должны завершиться в апреле 2015 года.
В ходе реконструкции планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы, что позволит проходить через Панамский канал супертанкерам водоизмещением более 300 тысяч тонн.
Максимальная пропускная способность канала возрастёт до 18,8 тысяч судов в год, грузооборот в два раза — с 300 до 600 миллионов тонн в год
В настоящее время Панамский канал работает с нагрузкой, превышающей 90% от его теоретической максимальной пропускной способности, и не справляется с современным грузопотоком, имея серьезные ограничения по параметрам проходящих судов. Через Панамский канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США.
Его основной конкурент, Суэцкий канал пропускает на 20% больше судов. Как отмечают специалисты, вкладывая столь крупные средства в реконструкцию, панамские власти стремятся не допустить того, чтобы «их канал превратился в застойное болото».
Как контракт достался испанцам
Испанская строительная компания Sacyr и крупнейшая инженерная и строительная компания в США Bechtel в 2008 году приняли участие в тендере на реконструкцию канала. Тендер включал строительство двух новых одномагистральных трехступенчатых шлюзовых каскадов. Один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана, а также расширения фарватеров. Стоимость контракта, предложенная панамцами, составила 3,481 миллиарда долларов.
Выиграли конкурс испанцы, предложив минимальную цену в размере 3,118 миллиардов долларов, при соблюдении условий тендера.
Американцы готовы были выполнить работы за 4,185 миллиарда долларов.
Американская строительная компания Bechtel тут же поспешила обвинить испанцев в преднамеренном занижении цены и нечистоплотности.
Благодаря WikiLeaks стало известно, что американская Bechtel, пыталась оказывать давление на панамские власти через посольство США. Из опубликованных в испанской газете El Pais дипломатических депеш следует, что тогдашняя посол Барбара Стивенсон в течение года с января 2008 года лично активно лоббировала интересы американского концерна. Но успехом ее усилия, за которые Стивенсон отчитывалась перед госдепом, не увенчались.
Ходили также слухи о том, что консорциум компаний во главе с испанской Sacyr обошел американских конкурентов не в последнюю очередь потому, что в числе его участников — панамская компания CUSA, принадлежащая племяннику главы администрации Панамского канала Альберто Алеману.
Президент Панамы Рикардо Мартинелли весьма дипломатично прокомментировал просочившуюся с помощью WikiLeaks информацию, заявив, что эти сообщения его «немного обеспокоили».
Сам Мартинелли — вне подозрений, поскольку вступил в должность всего за несколько дней до объявления результатов тендера на расширение канала.
Правительство Испании сообщило, что ведет переговоры с Панамой и компанией Sacyr из своей страны, которая является одной из конфликтующих сторон в споре вокруг контракта по расширению Панамского канала. Министерство иностранных дел Испании уже заявило, что в интересах страны «найти решение как можно скорее».
«Панама — это страна, которая очень близка и дружественна Испании, и мы заинтересованы в том, чтобы выход из сложившейся ситуации был найден как можно скорее», — заявил представитель МИДа Испании.
Испанский министр общественных работ Ана Пастор отправилась в Панаму со срочным визитом и провела переговоры с президентом Панамы Рикардо Мартинелли в попытке разрешить спор, возникший в связи с проектом расширения Панамского канала.
Ана Пастор заявила, что обе стороны должны соблюдать положения контракта.
«Хотя это спор между отдельными компаниями, наша цель — помочь им достичь согласия», — считает Ана Пастор.
В свою очередь президент Панамы Рикардо Мартинелли заявил, что будет требовать от строительного консорциума выполнения своих обязательств по расширению канала. Он также заявил, что собирается посетить Испанию и Италию, чтобы потребовать от правительств этих стран взять на себя моральную ответственность за решение данного вопроса.
Первая афера
Это уже не первый скандал, который разгорается вокруг Панамского канала.
В связи с уникальным географическим положением и стремительным развитием экономических отношений перешеек всегда был особенно притягательным для коммерсантов и политиков Старого и Нового Света.
В 1835 году американский президент Эндрю Джексон, чтобы оценить перспективы строительства канала, направил в Южную Америку полковника Чарльза Биддла, который уже после 4-х дневного изнурительного пути через джунгли сделал вывод, что невозможность этой грандиозной затеи совершенно очевидна.
Спустя 35 лет во Франции была основана Всеобщая компания Панамского канала, которая получила 99-летнюю концессию на его строительство. Президентом компании стал граф Фердинан де Лессепс, имевший репутацию национального героя, после того как ему удалось построить Суэцкий канал. Его сын Шарль стал вице-президентом.
Компания объявила о выпуске 600 тысяч акций по 500 франков каждая и открыла подписку на акции. На современные деньги акционерный капитал компании составлял 1,2-1,5 миллиарда долларов — очень значительную сумму для того времени.
Проект строительства, как показали последующие события, был совершенно нереалистичным.
Фердинан де Лессепс и его советники не принимали во внимание такие факторы, как межамериканскую горную гряду, пересекающую перешеек, перепад высот по маршруту канала, каменистый характер почвы и частые оползни. Также техническую трудность представляла пересекающая маршрут канала река Чагрес, разливающаяся в дождливый период. Планировалось построить дамбу, которая будет регулировать уровень воды в реке, но эта идея оказалась технически невыполнимой.
Стоимость строительства, оцененная в 200 миллионов долларов, была изменена Фердинаном практически без объяснений почти вдвое и составила около 120 миллионов долларов.
Лессепс был искусным дипломатом и очень грамотным финансистом, но он не имел инженерного образования. Поэтому надзор за всеми проводимыми работами осуществлял его сын, Шарль. Уверенность в успехе и энтузиазм Фердинана шли явно на пользу дела, вовлекая все большее количество акционеров.
Лессепс рассчитывал на многочисленный класс средней и мелкой буржуазии. Состоятельные фермеры, предприниматели, торговцы, ремесленники, хорошо зарабатывающие служащие, квалифицированные рабочие — все вкладывали свои доходы в акции и облигации компаний.
Профессиональные финансисты, сознавая призрачность планов Лессепса, относились к ним с большой осторожностью. Участие банков свелось в основном к размещению ценных бумаг компании.
В феврале 1889 года было официально объявлено о банкротстве и ликвидации Панамской компании.
После восьми лет строительства канала, работы были завершены только на две пятых. В процессе ликвидации компании выяснилось, что на ее балансе не осталось ликвидных активов, за исключением гигантской недокопанной канавы и кучи ржавеющей техники в сельве Центральной Америки. Были вскрыты многочисленные финансовые злоупотребления, в первую очередь — поголовная коррупция всех ветвей власти. Обвинения в получении взяток были выдвинуты против 510 депутатов парламента, бравших взятки.
Число инвесторов, потерявших все свои сбережения после банкротства Панамской компании, достигало по разным оценкам 700–800 тысяч человек.
Скандал привел к падению трех правительств Франции.
На смену французам пришли американцы, которые существенно откорректировали проект канала, выбрав вариант со шлюзами, сделали ставку не на частный капитал, а на государственное финансирование и хорошо отладили процедуру управления строительством. Спустя 10 лет после начала строительства, в 1914 году, корабль «Кристобаль» первым проследовал по каналу из Атлантического океана в Тихий.
Стройка века обошлась американцам в 380 миллионов долларов.