Российский президент Владимир Путин достиг в 2013 году, пожалуй, самой заветной своей цели. Он вполне успешно превратил Россию в незаменимую для решения ключевых международных проблем страну. Его успехи заметнее всего в сирийском конфликте и в ядерных переговорах с Ираном. Заключенная при посредничестве России договоренность о передаче арсенала химического оружия Сирии под контроль международных инспекторов помогла предотвратить военные удары по сирийскому режиму. Кроме того, Россия во весь голос заговорила в «шестерке», что позволило Ирану избежать ужесточения санкций, направленных против его ядерной программы. Москва обеспечила это в декабре 2013 года, когда в Женеве было заключено промежуточное соглашение.
Но за кулисами Россия играет еще более важную роль, действуя все более активно и напористо на Ближнем Востоке и в его географическом окружении. Такую динамику Запад не может и не должен игнорировать.
Согласно сообщениям российской прессы, Кремль в прошлом месяце заключил соглашение с Египтом на поставку вооружений в объеме двух миллиардов долларов. Это стало кульминацией многолетних тихих усилий Кремля по восстановлению отношений России со странами региона, которые она поддерживала с ними во времена холодной войны.
«Сегодня Россия возвращается во многие регионы, которые были для нее потеряны в 90-е годы. Я говорю об африканском континенте и о Ближнем Востоке, - заявил в декабре в своей речи в Лондоне председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. – Россия вполне открыто заявляла о своих интересах в этих регионах еще до арабской весны…»
Российское влияние в регионе является многогранным. Например, Россия все более настойчиво действует в ближневосточном мирном процессе, присоединившись к «квартету» более десяти лет тому назад. Кремль отказывается молча одобрять и поддерживать позиции США и европейских стран, и вместо этого пытается продвигать собственную повестку. Так, в 2006 году Путин пригласил в Москву лидеров ХАМАС, показав тем самым, что не считает эту организацию террористической. Он также демонстрирует собственное растущее влияние. В июне 2012 года Путин нанес визит в Израиль, сделав это за девять месяцев до первой поездки в эту страну Барака Обамы в качестве американского президента.
Во время встречи с израильским президентом Шимоном Пересом Путин сказал: «В национальных интересах России обеспечить мир и спокойствие на Ближнем Востоке».
В Ираке Россия с 2003 года работает над тем, чтобы вернуть себе те нефтяные контракты, что были утрачены ею после изгнания США и их союзниками правительства Саддама Хусейна. За это время Лукойл выиграл целый ряд крупных контрактов. А в 2012 году Кремль подписал с Ираком соглашение о поставках оружия на 4 миллиарда долларов. Это была самая крупная сделка подобного рода за все время пребывания Путина у власти, в результате чего Ирак занял третье место по закупкам российских вооружений. Согласно сообщениям российской прессы, поставки начались в октябре 2013 года после задержки, связанной с обвинениями в коррупции депутатов иракского парламента.
Что скрывается за этими действиями? Важно помнить о том, что в их основе уже не лежит идеология. Кремль поддерживал отношениям с «Братьями-мусульманами», хотя и включил в 2003 году эту организацию в список террористических. Когда министр иностранных дел России Сергей Лавров в ноябре 2012 года отправился в ближневосточное турне, свою первую остановку он сделал в Египте, находившемся под властью «Братьев». Когда египетская армия в результате переворота свергла в июле 2013 года Мухаммеда Мурси, Путин продемонстрировал не меньшую готовность сотрудничать и с военным правительством. Точно так же, хотя Кремль поддерживает и развивает связи с правительством аль-Малики в Багдаде, российские официальные представители в то же время налаживают отношения с иракским Курдистаном. В феврале прошлого года президент иракского Курдистана Масуд Барзани (Massoud Barzani) побывал с официальным визитом в Москве, стремясь к укреплению связей с Россией. Американцы могут считать светского по своему характеру Барзани своим естественным союзником, однако Путин понимает, что тот может быть хамелеоном. В конце концов, его отец бежал в Советский Союз, и Масуд Барзани провел там часть своего детства.
Столь же быстро усиливается российское дипломатическое и коммерческое присутствие в Совете сотрудничества государств Персидского залива. В 2007 году Путин совершил поездку в страны Персидского залива. Там до этого не бывал ни один российский (и советский) глава государства. После этого данный регион посетило несколько высокопоставленных делегаций. Были и ответные визиты. Сотрудничество продолжало развиваться, и его кульминацией стал стратегический диалог между Россией и Советом сотрудничества государств Персидского залива, начавшийся в ноябре 2011 года. Он ведется по целому ряду направлений, начиная с вопросов безопасности и торговли, и кончая инвестициями и культурными обменами.
Кроме того, российское правительство работает над улучшением собственного имиджа, для чего создает спутниковые широковещательные станции и средства массовой информации на арабском языке. Одним таким средством является российский информационный телеканал «Русия аль-Яум», ведущий вещание на арабском языке и являющийся структурным подразделением Russia Today, который финансируется из Кремля. Путин урезает свободу средств массовой информации в России, однако сокращать финансирование Russia Today отказывается, и эта станция неустанно излагает прокремлевскую точку зрения миллионам зрителей.
Россия действительно сталкивается с множеством внутренних проблем – демография, ослабление экономики, коррупция - и в этих условиях не может быть поистине глобальным лидером. Однако сегодня, когда Соединенные Штаты все больше обращают свои взоры вовнутрь и пересматривают свою глобальную доктрину, Россия, похоже, пытается воспользоваться этим отступлением Запада. Может, Обама и не считает ситуацию на Ближнем Востоке антагонистическим соперничеством, однако Путину такое положение вещей кажется оптимальным, и он стремится заполнять вакуум всякий раз, когда США делают шаг назад.
На сегодняшний день действительность такова, что высокопоставленные арабские руководители, выросшие на сотрудничестве с СССР, зачастую чувствуют себя комфортнее, когда работают с российскими, а не с американскими партнерами. По крайней мере, во время работы с Москвой им не надо беспокоиться по поводу Закона о коррупции за рубежом (федеральный закон США – прим. перев.). На самом деле, арабские страны все чаще видят в России более надежного и стабильного партнера, чем Запад в целом. Так, Египет обратился к России с просьбой о поставке оружия после того, как ему в этом отказали Соединенные Штаты вслед за свержением Мурси. По отдельности такие случаи не являются для Запада крупной потерей. Но здесь большое значение имеет импульс силы и динамика развития событий, поскольку эти небольшие потери суммируются, превращаясь в крупные утраты.
Уход Америки с Ближнего Востока наносит вред престижу и авторитету Вашингтона среди его традиционных союзников, а также является мощным ударом по долгосрочным интересам США. Путин не уникален в своих попытках воспользоваться появляющимися благоприятными возможностями. Когда такие возможности возникают, он хватается за них, используя их в собственных интересах. И Вашингтону следует действовать гораздо активнее и напористее, не предоставляя Путину такие шансы.
Примечание редактора: Анна Борщевская работает научным сотрудником в Европейском фонде за демократию (European Foundation for Democracy). В статье изложены ее собственные взгляды.