Год — это очень большой срок. В конце 2014 года Грузия и Молдавия намереваются подписать с Евросоюзом соглашения о торговле и ассоциации, которые они парафировали в ноябре прошлого года в литовском Вильнюсе. И двум странам понадобится интенсивная помощь со стороны ЕС, чтобы на этом длинном временном отрезке они не сошли с курса.
В преддверии ноябрьского саммита Восточноевропейского партнерства Россия сделала все возможное, чтобы помешать Молдавии парафировать соглашение, создающее механизм сотрудничества с ЕС. Но несмотря на угрозы о введении торгового эмбарго и о сокращении энергопоставок, молдавское правительство держалось твердо.
Что касается Грузии, то там российское давление было намного меньше. Москва прямо перед началом саммита в Вильнюсе даже отменила эмбарго на поставки грузинских вин, минеральной воды и прочей продукции, предназначенной для российского рынка.
Но не следует ни на минуту возлагать надежду на то, что Москва откажется от своих попыток помешать этим странам укреплять связи с Евросоюзом. Когда в следующем месяце закончится зимняя Олимпиада в Сочи, российский президент Владимир Путин снова обратит свое внимание на Молдавию и Грузию, и попытается ослабить там общественную поддержку планам подписания соглашений с ЕС.
Молдавия слаба, а поэтому уязвима для российского давления. Проевропейское правительство Юрие Лянкэ далеко от единства. Кроме того, находящиеся в оппозиции коммунисты, которые прежде поддерживали идеи евроинтеграции, отвернулись от этого проекта и теперь занимают все более антиевропейские и пророссийские позиции. От ЕС потребуются колоссальные усилия, чтобы сохранить поддержку планам подписания соглашения об ассоциации.
Рычаг российского давления на Молдавию — это энергоресурсы. Маленькая страна целиком и полностью зависит от российского газа. Есть планы строительства трубопровода, соединяющего Молдавию с входящей в состав ЕС соседней Румынией. Но даже если будет решен вопрос о финансировании данного проекта, трубопровод войдет в строй не раньше 2020 года.
У Грузии - тоже немало бед и проблем. Прошлогоднее сосуществование правоцентристского Единого национального движения бывшего президента Михаила Саакашвили и неоднородной коалиции «Грузинская мечта» бывшего премьера Бидзины Иванишвили привело к дестабилизации политики этой страны. Когда оба этих человека находились одновременно у власти, «Грузинская мечта» осуществляла политические репрессии против Единого национального движения. В то же время, в адрес высшего руководства «Грузинской мечты» звучали обвинения в кумовстве и коррупции.
Читайте также: Цель Грузии - быть «лидером» в деле интеграции в ЕС
После осенних президентских выборов прошлого года сосуществование закончилось, и пост президента сегодня в руках у «Грузинской мечты». Но трудно понять, как это может улучшить политический климат в стране.
Все это — хорошие новости для России.
Хотя большинство грузин по-прежнему активно поддерживают интеграцию с ЕС и НАТО, у России есть масса возможностей помешать этому. Она может усилить свой контроль над регионами Абхазия и Южная Осетия, которые были оккупированы ею после непродолжительной войны с Грузией в 2008 году. Если Россия закроет свои границы на Южном Кавказе, это неизбежно приведет к нарушению автомобильного сообщения по автомагистрали, связывающей восточную Грузию со столицей Тбилиси, и грузинскому правительству придется как-то реагировать на это.
Что же может сделать ЕС, чтобы в Грузии и Молдавии сохранилась поддержка планам подписания соглашений об ассоциации?
Он может перенести подписание на более ранний срок, хотя некоторые страны-члены Евросоюза этому воспротивятся. Обеим странам еще предстоит внедрить у себя множество законов ЕС, хотя то же самое можно сказать о Болгарии и Румынии, которые вступили в Евросоюз семь лет назад.
Брюссель может также начать публичную кампанию, объясняя преимущества тесных связей с Евросоюзом. В период с 2007 по 2013 годы ЕС выделил Молдавии 526 миллионов евро. Для страны с населением всего 3,5 миллиона человек это очень большая сумма. Конечно же, ЕС в состоянии проинформировать людей о тех преимуществах и выгодах, которые дают эти средства.
Но для молдаван и грузин, особенно для молодежи, важнее будет возможность беспрепятственно ездить в любую страну Евросоюза. Не менее важен и расширенный доступ к европейской программе высшего образования Erasmus, которая должна охватить как можно большее количество студентов. Следует развивать обмены между школами, университетами и спортивными клубами. Это не просто, но возможно.
ЕС должен также активно использовать средства массовой информации, особенно телевидение, радио и интернет. Он должен проводить интервью с молодыми людьми, скажем, из Польши и стран Балтии, о том, что это значит — иметь возможность учиться, работать и путешествовать по ЕС.
Свободное перемещение пойдет на пользу всем поколениям. Посмотрите, что происходит в российской Калининградской области, у которой общая граница с членами ЕС Польшей и Литвой.
После длительных переговоров между Польшей и Россией жители Калининградской области с 2012 года получили возможность ездить в Польшу без виз. «Вы можете это себе представить? В Калининградской области живет всего полтора миллиона человек, — рассказал Европейскому центру Карнеги бывший министр иностранных дел Польши Адам Даниэль Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld). — Но за прошлый год они совершили 6 миллионов поездок в Польшу. Некоторые люди приезжают за покупками, другие приезжают на концерты, а кто-то просто посмотреть. И это огромный успех».
Прежде всего ЕС должен предоставить работающим на местах дипломатам полную свободу действий по работе с людьми. Сейчас надо не ломиться в открытые двери, а вести всеохватывающую работу. Это значит, что нужно слушать и разговаривать с пророссийскими и антиевропейскими политическими партиями и движениями. ЕС должен приложить все усилия для популяризации соглашений об ассоциации, пока не поздно.