Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обама и АНБ: Метаморфозы вашингтонского правителя

© REUTERS / Joshua Roberts Президент США Барак Обама выступил с заявлением по соглашению между Ираном и "шестеркой". Фото с места события
Президент США Барак Обама выступил с заявлением по соглашению между Ираном и шестеркой. Фото с места события
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Будучи сенатором, Барак Обама последовательно выступал за защиту личных данных и частной жизни граждан США вообще. Будучи же президентом, он призывает «Большого брата» (Агентство национальной безопасности) следить за согражданами. То, что именно Обама, когда-то любимец всей Германии, углубляет «трансатлантическую пропасть», свидетельствует о серьезности складывающейся ситуации.

Будучи сенатором, Барак Обама последовательно выступал за защиту личных данных и частной жизни граждан США вообще. Будучи же президентом, он призывает «Большого брата» (Агентство национальной безопасности) следить за согражданами (и не только за ними), не обращая внимания на связанные с этим гигантские расходы. То, что именно Обама, когда-то любимец всей Германии, углубляет «трансатлантическую пропасть», свидетельствует о серьезности складывающейся ситуации.

Возможно, в эту пятницу Барак Обама вновь подтвердит свой имидж «президента-разочарования». Его речь о роли АНБ будет, вероятно, задумчивой, но вряд ли приведет к каким-то изменениям в деятельности спецслужб, особенно в аспекте слежки за негражданами США. Неважно, кто это – друзья, союзники, конкуренты или противники: для АНБ они и далее будут оставаться объектами шпионажа.

Обама, в бытность сенатором известный как рьяный борец за защиту частной жизни граждан и их личных данных, в частности, давно уже изменился до неузнаваемости. Он не только не отказался от практики слежки спецслужб за гражданами США и других стран, доставшуюся ему «в наследство» от Джорджа Буша-младшего, но в некоторых областях даже дополнительно расширил их полномочия. Одним из доказательств этому служит стремительно возросшее количество операций с использованием вооруженных беспилотников.

После бегства бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена, открывшего своеобразный «цифровой ящик Пандоры», весь мир узнает все новые и новые подробности об «оруэлльском» характере американских спецслужб. Конечно, этот характер угадывался еще во времена «холодной войны». Но после террористической атаки 11 сентября 2001 года Америка, бывшая когда-то поборником всевозможных прав и свобод, изменилась настолько разительно, что даже ее «друзья» поначалу не могли в это поверить.

«Большой брат» АНБ


И именно поэтому отношения между США и Германией в настоящий момент переживают кризис. Это нельзя назвать небольшим недоразумением, возникшим из-за того, что президент одной страны ведет себя в соответствии с какими-то устаревшими клише, или потому что канцлер другой страны вел(а) себя неуклюже. Нет, в этот раз президент и все его окружение словами и делами демонстрируют, что такие понятия, как «партнерство» (не говоря уже о «дружбе»), стали неуместными.

«Большой брат» АНБ отслеживает, кто с кем и о чем общается по телефону, электронной почте или с помощью других современных средств связи – и делает это с благословения президента. Вполне возможно, что американцам принесла пользу информация, которую они получили, шпионя за канцлером Ангелой Меркель и ее министрами, за другими политиками, чиновниками и управленцами. А то, что «друзья» сочли такое их поведение возмутительным и незаконным, американцам было безразлично.

В Вашингтоне делают ставку на то, что европейцы (а также обитатели других континентов) рано или поздно вновь успокоятся. Ну и, конечно, в Белом доме прекрасно понимают, что у сторон слишком много общих интересов, чтобы отношения, особенно в экономической сфере, испортились всерьез и надолго.

Поэтому Барак Обама постарается, конечно, сгладить острые углы в отношениях со Старым светом, но вряд ли пообещает, что Америка перестанет шпионить за своими, казалось бы, близкими союзниками. И то, что именно Обама, бывший когда-то любимцем немцев, нынче углубляет «трансатлантическую пропасть», очень показательно для серьезности разразившегося кризиса.