Компании вроде американского интернет-издания BuzzFeed разрывают с традиционными правилами журналистики и делают ставку на секс, юмор и отсутствие уважения. Скоро BuzzFeed будет запущен и в Германии.
Во время встречи со Скоттом Лэмбом (Scott Lamb) мы открываем сайт BuzzFeed и на стартовой странице видим статью «Семь причин, почему женщинам плевать на выход воздуха из вагины».
Спустя несколько часов появляется статья с заголовком «19 романов, которые раскрывают правду о предрассудках». Чуть ниже на бледно-розовом фоне стоит заголовок, в нем речь о японской косметике. Это реклама. BuzzFeed занимается не только другой журналистикой, но и другой рекламой.
Немецкие тексты появятся уже в этом году
Вскоре сайт со странной для традиционных читателей моделью появится и на немецком языке. «Скоро мы будем переводить хиты BuzzFeed, – говорит Лэмб. – В прошлом октябре мы запустили сайты на португальском, французском и испанском языках». Если кто-то в Бразилии будет искать сайт BuzzFeed, то сначала наткнется на его статьи на португальском языке. Позднее планируем нанимать редакторов на местах. Юмор и реалии часто не поддаются переводу».
О том, что в немецкоязычном пространстве существует рынок для издания BuzzFeed, говорит наличие таких сайтов, как Upcoming.de или швейцарское издание Blick am Abend, а также запускаемый проект Watson. Немецкие статьи на BuzzFeed появятся уже в этом году – «чем быстрее, тем лучше».
Согласно статистическим данным Similarweb, количество посетителей сайта достигло в декабре 70 миллионов. По данным Лэмба, 75% из них заходят не через домашнюю страницу или поисковики, а напрямую через Facebook, Twitter, StumbleUpon или Pinterest.
Дэвид Арабов (David Arabov), создатель сайта Elite Daily, так же, как BuzzFeed, ориентированного на молодую аудиторию, говорит об эре поисковиков как об ушедшей эпохе. «Мы оптимизируем не для роботов. Мы оптимизируем для людей». С подобной позицией согласятся, наверное, многие журналисты. Но они вряд ли с одобрением относятся к содержанию портала Elite Daily, представляющего собой микс из мужского и молодежного журналов. В нем доля материалов информативного содержания зачастую соседствует с текстами, враждебными по отношению к женщинам. Вот, например, такой заголовок: «15 простых шагов, чтобы научиться управлять твоей возлюбленной». Многие авторы пишут колонки под псевдонимом. Количество читателей Elite Daily составляет порядка 40 миллионов в месяц.
Египетская революция в «гифках»
Арабов рассказывает на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене о том, что аудитория его сайта активно интересуется политикой, только ее нужно правильно упаковать. Самой успешной из 20 статей о Сирии была статья под заголовком «Полная шпаргалка для решения сирийского конфликта». Автор старается рассказать читателю без знаний о предмете о сложившейся в стране ситуации, зачастую с использованием сленга. И BuzzFeed однажды выпустил статью под названием «История египетской революции в «гифках» (gif-анимации – прим. ред.) из «Парка Юрского периода», содержание которой — настолько же странное, насколько и само название. Тем не менее, этот сайт не так циничен, как Elite Daily. На сайте авторы встают на защиту геев, серьезно пишут об американской внутренней политике. BuzzFeed хочет охватить две сферы – быть платформой журналистики и развлекательным ресурсом, оптимизированным медиасредой.
И финансирование данного сайта базируется на принципах, противоречащих традициям журналистики. На BuzzFeed нет рекламных баннеров. Лэмб говорит, что читатели чувствовали бы себя от этого подавленными, количество кликов было бы минимальным.
«Я в своей жизни ни разу не кликал на рекламный баннер», – говорит Арабов. Таргетированная реклама – единственная форма рекламы на BuzzFeed.
Джерард Бэйкер (Gerard Baker), шеф-редактор Wall Street Journal, назвал однажды эту форму рекламы «договором с дьяволом». Она создается собственной командой в редакции по заказу клиента и внешне лишь минимально отличается от редакционного материала. Лэмб сомневается, что читатели не смогут отличить рекламный текст от журналистского. «Для людей из медийного пространства это привычное дело». Если в Twitter появляется спонсорский твит, все понимают, что это такое.
Спонсорская статья на BuzzFeed рекламирует Pepsi и одновременно советует послушать артистов, которые выиграли «Грэмми». «Иногда и эта разновидность таргетированной рекламы работает», – говорит Лэмб и сравнивает ее с рекламными роликами к Super Bowl на YouTube, которые стали хитами. Авторы рекламных текстов работают отдельно от редакции. «Они только знают, как все функционирует, какие есть форматы», – говорит он.
Тем временем критика такой рекламы потихоньку угасает. В Мюнхене Ребекка Блуменштайн (Rebecca Blumenstein), заместитель главного редактора Wall Street Journal, признала: «Мы осторожно подходим к этой теме». И на новом сайте WSJ есть спонсируемые публикации, но мы придаем большое значение тому, чтобы они четко выделялись, говорит Блуменштайн.
22-летний Арабов не верит в постоянство медийного бизнеса: «Через пять лет люди, которые моложе меня, снова все изменят».