Эдвард Сноуден, бывший сотрудник АНБ, чьи разоблачения позволили узнать секретную информацию о масштабе американской слежки, в четверг высказался за прекращение массового сбора данных, однако отметил, что не все виды шпионажа являются негативным явлением.
Его комментарии появились в чате на сайте freesnowden.is в четверг.
Вопросы Сноудену можно было задать через Twitter, используя хэштег #AskSnowden. На сайте, проводившем сессию вопросов и ответов со Сноуденом, было написано, что разоблачитель должен был дать «свою первую реакцию» на речь президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности, произнесенную на прошлой неделе. В ходе своей речи президент озвучил серию предложений, которые должны немного уменьшить масштаб полномочий, предоставленных АНБ во имя государственной безопасности.
В ответ на вопрос о своевременности речи Обамы на прошлой неделе Сноуден раскритиковал практику массового сбора информации Агентством национальной безопасности, отметив, что она полностью нелегальна и должна быть прекращена.
«Когда даже федеральное правительство говорит о том, что АНБ нарушило конституцию по меньшей мере 120 миллионов раз в рамках одной программы, однако так и не смогло выявить ни одного «заговора», пора прекратить «массовый сбор» информации, что является эвфемизмом для термина «массовая слежка», – написал он. – Просто не существует оправдания продолжающейся неконституционной политике с нулевым уровнем успеха».
Однако, хотя Сноуден и заявил, что выступает против «всеобщей массовой слежки», не все способы сбора разведывательной информации являются плохими.
«Не все виды шпионажа плохи, – написал Сноуден. – АНБ и другие американские разведслужбы прекрасно приспособлены для того, чтобы соответствовать требованиям, используя метод целенаправленной слежки – как это всегда происходило – без применения практики массовой слежки за населением».
Отвечая на другой вопрос, Сноуден еще раз вернулся к своему аргументу: «Сбор информации о телефонных переговорах и электронных письмах каждого американца – это пустая трата денег, времени и трудовых ресурсов, которые можно было бы более рационально использовать, следя за людьми, в отношении которых существуют серьезные подозрения».
Сноуден также опроверг сообщение Reuters о том, что он использовал пароли и логины, предоставленные ничего не подозревавшими коллегами.
«Я никогда не воровал никаких паролей - так же, как никогда не обманывал «армию» моих сотрудников», – отметил он, называя сообщение явно «неверным».