Продюсер телекомпании BBC Эндрю Лак-Бейкер находился на борту российского исследовательского судна в тот момент, когда оно накануне Рождества оказалось в ледяном плену. В данной статье Эндрю, освещавший эту экспедицию для программы «Discovery» Всемирной службы BBC, анализирует ход событий, которые привели к тому, что корабль оказался зажатым во льдах.
Когда члены Австралазийской антарктической экспедиции (Australasian Antarctic Expedition) достигнут конечного пункта своего путешествия, начнутся попытки выяснить, почему их российский экспедиционный теплоход «Академик Шокальский» застрял на 10 дней в толстых и обширных паковых льдах.
Из-за того, что российский корабль застрял накануне Рождества, австралийский ледокол вынужден был отказаться от проведения собственных запланированных крупномасштабных операций в прибрежных водах. Кроме того, на выручку также поспешил китайский ледокол.
Китайское судно также оказалось зажатым во льдах в течение нескольких дней. На помощь поспешил еще и небольшой французский ледокол. Но он был вынужден изменить курс, когда выяснилось, что лед для него слишком толст.
52 члена Австралазийской антарктической экспедиции находились в ледяном плену до 2 января, а затем с помощью вертолета, базирующегося на китайском корабле, научные работники, туристы и некоторые члены команды были доставлены на ледокол Aurora Australis.
Перед руководителями экспедиции могут быть поставлены серьезные вопросы по поводу организационных недостатков, которые, возможно, увеличили риск попадания в ледяной плен. Речь идет об операционных ошибках, а также о непредвиденных происшествиях во время посещения учеными и туристами 23 декабря одного места на побережье Антарктики.
Представители страховых судовых компаний, а также Австралийского морского координационно-спасательного центра (Australian Maritime Rescue Coordination Centre) захотят узнать о том, что именно произошло. Им будет также интересно узнать, не явился ли человеческий фактор причиной того, что корабль «Академик Шокальской» оказался в ледовом плену.
В ходе расследования должно быть установлено, насколько благоразумным было решение «Академика Шокальского» приблизиться 23 декабря к восточному берегу Антарктики, известному как залив Ламотта (La Motte Bay).
Они, вероятно, попытаются выяснить, была ли экскурсия на лед в тот день организована таким образом, чтобы капитан российского судна Игорь Киселев смог эвакуировать корабль, команду и пассажиров так быстро, как это было необходимо.
Попадание судна в ледовую ловушку произошло в последний день пребывания Австралазийской антарктической экспедиции у берегов Антарктики. Руководители экспедиции хотели доставить некоторых ученых и туристов на небольшую группу расположенных вблизи побережья скалистых холмов, которые называются острова Ходжмана (Hodgeman Islands).
Эти острова возвышаются над тем, что принято называть прибрежным льдом – полосы плотного льда, расположенные между побережьем и открытой водой.
Двигаясь в восточном и в южном направлении, «Академик Шокальский» прошел по относительно чистому участку акватории под названием Полынья Мерца (Mertz polynya).
Полынья – это участок, который большую часть времени остается относительно свободным ото льда, и происходит это из-за особого полярного ветра. Нисходящий ветер дует постоянно по направлению к берегу с полярного плато, расположенного внутри континента. Однако проходы через эти полыньи могут закрыться в течение нескольких часов, если распределение морского льда в общей зоне поменяется из-за изменения направления ветра и его скорости.
У «Академика Шокальского» начались проблемы в конце того дня, когда он попытался покинуть этот участок. Он находился вблизи края огромной ледовой системы под названием ледник Мерца (Mertz Glacier) в том месте, где он выходит к морю. Четыре года назад передний выступ этого ледника был разбит на большое количество более мелких частей проплывавшим мимо гигантским айсбергом B09B.
Руководитель экспедиции Крис Терни (Chris Turney), профессор землеведения Университета Нового Южного Уэльса, отметил, что ледовое поле, окружавшее корабль, судя по всему, образовалось из восточной части разрушенного ледника.
«Вероятно, этот лед пришел с другой стороны ледника Мерца. Это был очень толстый лед – более трех метров толщиной, и он оказался как раз на нашем пути», — отметил он.
«Капитан действовал великолепно, он пытался, меняя курс, выбраться оттуда, но было ясно, что произошло нечто особенное, и ничего подобного мы раньше не видели».
«Почти без предупреждения»
Капитан и команда судна 24 декабря, в канун Рождества, понимали, что они окружены льдом и застряли. Крис Терни считает, что открытая вода находилась впереди по курсу всего в нескольких морских милях. Однако к этому времени лед стал уже очень толстым, вокруг нас и впереди нас льда накопилось уже немало, и, судя по всему, чистая вода на самом деле находилась на расстоянии 20 морских миль. Через два дня стало ясно, что именно такое расстояние отделяло нас от открытой воды.
В день Рождества капитан корабля передал международный сигнал бедствия, и сделал он это не только потому, что «Академик Шокальский» застрял во льдах, но и потому, что течением в том месте перемещаются большие айсберги, траектория движения которых могла представлять потенциальную опасность.
Крис Терни сказал: «Похоже, что это был береговой лед, находившийся с другой стороны ледника Мерца, и по каким-то причинам он раскололся, а сильные юго-восточные ветры пригнали его куски в то место, где пролегал наш путь. Такого рода события иногда происходят (почти без предупреждения). Нам не повезло, и мы оказались в неправильном месте в неправильное время».
По мнению Мюррея Дойла (Murray Doyle), капитана спасательного корабля Aurora Australis, условия, сложившиеся у ледника Мерц, были типичными для последних нескольких лет.
В интервью газете Sydney Morning Herald он сказал: «Поскольку ледник Мерц столкнулся с айсбергом B09B несколько лет назад, вся ледовая динамика в этом районе изменилась».
По его словам, там год за годом стали образовываться значительные ледяные поля.
«Академик Шокальский» получил по спутниковой связи данные о ледовой обстановке в указанном районе и прогноз погоды. Заместитель руководителя экспедиции Грег Мортимер (Greg Mortimer) в интервью телекомпании BBC подчеркнул, что «ледовая ситуация оказалась совершенно неожиданной, и она не была похожа на то, что мы наблюдали на последних графиках состояния льда и прогнозах погоды, которые мы имели».
«Если учитывать имевшуюся у нас информацию и результаты наблюдений в момент принятия решения, то можно сказать, что они были разумными и правильными». Но ситуация сама по себе была сложной, и нужно было проявлять большую осторожность», — добавил он.
Однако другой источник, обладающий значительными знаниями морской обстановки в районе Восточной Антарктики, заявил, что «с учетом имевшегося в тот момент прогноза погоды» это было не то место, «где надо было находиться».
«Экипажу корабля необходимо понимать, в какой ситуации он находится, с точки зрения состояния морского льда и погодных условий, – подчеркнул Тони Пресс (Tony Press), руководитель расположенного в Тасмании Координационного исследовательского центра по изучению арктического климата и экосистем (Antarctic Research and Ecosystem Coordinated Research Centre). – Команда должна планировать свои действия в соответствии с имеющимися данными и иметь стратегию отхода, которая может быть своевременно осуществлена в том случае, если ситуация начнет приобретать угрожающий характер».
В процессе расследования планируют выяснить, грозил ли капитанской стратегии отхода провал из-за не осуществленной должным образом высадки людей на лед, которые в результате оказались на расстоянии примерно восьми километров между кораблем и островами Ходжмана, а также из-за руководства этими людьми в то время, когда они находились на островах.
В своем докладе, подготовленном на основании консультаций с другими руководителями экспедиции, Грег Мортимер определил несколько слабых пунктов с точки зрения ледяной обстановки. Эти вопросы находились в сфере ответственности экспедиционной команды, а не капитана судна Киселева.
«Люди были подняты на борт со льда на островах Ходжмана примерно с двухчасовым опозданием. Эта задержка могла стать причиной того, что мы застряли, но, возможно, она никак не повлияла на ситуацию в целом», — подчеркнул Грег Мортимер.
«В тот момент, когда люди находились на берегу на островах Ходжмана, российский капитан сказал, что лед начинает собираться вокруг, и в этот момент мы начали эвакуацию».
По словам Мортимера, это было 23 декабря примерно в 14:30 по судовому времени (01:30 по Гринвичу). Несмотря на растущее недовольство капитана и его беспокойство по поводу складывающейся ситуации, «Академик Шокальский» получил возможность покинуть этот район почти четыре часа спустя, в 18:15 (05:15 по Гринвичу). Грег Мортимер согласен с тем, что к этому моменту прошло слишком много времени.
По мнению Мортимера, самой большой организационной ошибкой было нарушение связи между кораблем и руководителями экспедиции, а также командой организаторов на берегу, на островах Ходжмана.
«Первоначальное сообщение об эвакуации не было услышано некоторыми ключевыми людьми, — подчеркивает Мортимер, ветеран антарктических экспедиций с 20-летним стажем. — В нашем распоряжении была ненадежная радиосвязь в высокочастотном диапазоне. Ее неустойчивость, возможно, объяснялась расстоянием от корабля до островов. Предел радиуса действия этих ручных раций составлял около восьми километров. У нас, конечно, были спутниковые телефоны, однако контакт с использованием спутниковых телефонов не был установлен».
По каким-то причинам находившиеся на льду люди не отвечали на звонки по спутниковому телефону с капитанского мостика.
К плохой коммуникации между кораблем и людьми на льду следует еще добавить то, что можно назвать далеким от совершенства управлением многочисленными посетителями островов. Большинство из платных пассажиров экспедиции не имели никакого представления об Антарктике и связанных с ней опасностях.
Противоречивые пункты
Я был в первой группе, покинувшей корабль примерно в 13:00 по судовому времени (полночь по Гринвичу 23 декабря), и совершил короткое круговое путешествие по воде по направлению к кромке льда.
Наша экскурсия уже отставала от намеченного графика на пару часов. Это произошло потому, что одна из трех плавающих машин под названием Argos, которая должна была доставить нас на остров, была залита водой при транспортировке от корабля к кромке льда.
Когда наша группа оказалась на льду, 12 человек были поделены между двумя квадроциклами и двумя машинами-амфибиями Argos. После этого нас доставили на острова Ходжмана при сильном южном ветре, потоки которого поднимались вверх и снижали видимость.
Нам было сказано, что максимально мы будем находиться на островах один час – после 20-минутной поездки к месту назначения. После этого мы должны быть готовы вернуться в то место, куда автомобили-амфибии доставят следующую группу. Казалось, что это была работающая система переброски людей между кораблем и островами.
Однако для нормального функционирования не хватало должной организации. Многие из нас пробыли на островах около двух часов, люди разбивались на небольшие группы и ходили вместе с теми учеными, чья работа их особенно интересовала.
В той захватывающей среде, в которой мы оказались, было легко потерять счет времени. Нас окружали пингвины адели и тюлени уэддела, а также белые скалы Большого восточного антарктического ледяного покрова, которые были одновременно прекрасными и пугающими, если за ними наблюдать со средней дистанции.
И когда машины-амфибии прибыли со второй группой посетителей, то на условленном месте оказались всего три человека из первой группы, готовые вернуться на корабль.
Одной из них была женщина, которая перед этим упала в ледяную воду, провалившись в скрытую под снегом приливную трещину в береговом льду. Вся одежда на ней была мокрая до пояса, и ее нужно было как можно быстрее доставить обратно на корабль.
Вопрос о временном планировании
Сложность состояла в том, что было много людей и мало мест в машинах-амфибиях Argos и квадроциклах для того, чтобы увезти всех за один заезд – даже в том случае, если взять на одного пассажира больше, чем положено.
В результате Крис Терни остался на островах с тремя самыми молодыми членами экспедиции мужского пола (два туриста и экспедиционный фельдшер). Терни сказал, что им четверым, возможно, придется использовать чрезвычайную палатку и продовольствие в том случае, если капитан «Академика Шокальского» решит вывести судно в тот момент, когда прибудет очередной конвой.
К счастью, «Академик Шокальский» остался на том месте, где он бросил якорь, и одна машина-амфибия Argo вернулась на остров для того, чтобы забрать оставшихся четверых человек.
В настоящее время Грег Мортимер отказывается говорить о том, что именно различного рода ошибки, совершенные высадившимися на лед участниками экспедиции, стали спустя несколько часов причиной зажатия «Академика Шокальского» паковыми льдами.
«Мы застряли – и это, на мой взгляд, означает, что мы что-то сделали неправильно. Причину этого пытаются объяснить сложившимися обстоятельствами. Мне трудно в это поверить, поскольку я предпочитаю (корректно) интерпретировать складывавшиеся обстоятельства», — подчеркнул он.
Крис Терни не считает, что пребывание людей на островах было слишком долгим. Он также не согласен с тем, что количество проведенного на островах времени как-то повлияло на ситуацию в целом и в результате «Академик Шокальский» оказался в неправильное время в неправильном месте в тот момент, когда льды зажали его и заблокировали ему путь.
В любом случае каждый из этих вариантов будет сложно проверить. Какой бы ни была истина, некоторые из платных участников Австралазийской антарктической экспедиции 2013 нелестным образом отзывались о том, как вели себя организаторы в сложившейся на островах ситуации. Все люди, с которыми я говорил, просили не называть их имен из-за возможного интереса к этому вопросу средств массовой информации в Тасмании.
«Я, как учитель, прихожу в ужас от того, как это было организовано», — отметил один из платных участников экспедиции.
Другая участница считает, что поездка была организована как «мальчишеское приключение». Она также выразила озабоченность по поводу отсутствия основательного инструктажа по вопросам безопасности в течение всей антарктической части экспедиции.
Другие ее участники, с которым я говорил, были согласны с тем, что в организации экспедиции имелись определенные недочеты.
Однако житель Аделаиды Терри Гостлоу (Terry Gostlow) хотел бы похвалить руководителя экспедиции Криса Терни за подготовку проведенной на частные средства арктической экспедиции, в которой смогли принять участие представители общественности, получившие возможность – при наличии желания с их стороны – внести свой вклад и оказать помощь научным работникам.
Г-н Гостлоу поддерживает подобный вариант как возможность сделать интересным науку для широкой общественности и познакомить людей с арктическими исследованиями.
По мнению Джона Блэка (John Black) из Сиднея, будет жаль, если в будущем организованные в частном порядке научные экспедиции будут запрещены арктическими ведомствами австралийского правительства из-за того, как развивались события во время Австралазийской антарктической экспедиции-2013.
Оказание поддержки научным исследованиям было одной из задач Австралазийской антарктической экспедиции, и именно по этой причине в ней приняли участие некоторые ученые.
Возможно предстоящее расследование позволит сделать вывод о том, является ли жизнеспособной схема объединения в рамках одной экспедиции в сложных, непредсказуемых и опасных антарктических условиях действующих научных работников, занимающихся изучением Антарктики, и простых туристов.