Сегодня цифровые и технологические стартапы появляются в огромном количестве в самых различных сферах услуг с разнообразным портфелем продуктов и охватывают практически все отрасли экономики. В большинстве крупных городов мира существуют собственные, довольно значительные по размеру «колонии» стартапов, — так называемые экосистемы. Эти экосистемы стали и «своим» домом и для тысяч работников, и для своего рода школ стартапов, которые получили общее название — ускоритель. При этом все эти экосистемы внутренне тесно связанно между собой, что объясняет тот факт, что сеть интернет предпринимателей является глобальной, а не привязанной к определенному географическому объекту: ведь тот, кто может написать компьютерный код, может это сделать из любой точки мира. Такие экосистемы напоминают корпорации, в которых в качестве финансового департамента выступают венчурные фонды, в качестве правового — юридические фирмы, а департаментом разработок являются институты и ускорители. Первой такой предпринимательской экосистемой стала Силиконовая долина, однако сейчас они формируются по всему миру, и именно в тех местах, где молодые люди — по сути, главные действующие лица этой экосистемы,- хотят жить и работать: Лондон, Берлин, Сан-Франциско.
Правда, многим, даже не скептикам, может показаться, что мы наблюдаем очередной глобальный мыльный пузырь доткомов. И действительно, число технологических стартапов находится на своем пике, а бесчисленное количество появляющихся новых технологических продуктов и решений, в подавляющем большинстве случаев являются лишь дополнениями к уже существующим. Более того, совершенно очевидно, что опасность может представлять уровень вложений в эту индустрию.
Однако объективно следует все же отметить, что сегодняшняя эра стартапов качественно отличается от эпохи доткомов. Во-первых, безусловно, что нынешний предпринимательский взрыв имеет под собой несравнимо более устойчивую почву, чем те самые доткомы, наделавшие шум в 90-х. Сегодня основные строительные элементы цифровых товаров и услуг достигли такого уровня развития, став при этом достаточно дешевыми и доступными, что могут легко соединяться в различных комбинациях. Так, одним из элементов этих строительных звеньев являются короткие коды, которые могут быть копированы из интернета, другие же — чрезвычайно востребованные составляющие ресурсы по поиску производителей, обмену кодами и тестированию потребительских свойств и пр. Однако наиболее важным составляющим этой, по сути, глобальной системы являются платформы, которые способны не только размещать и предоставлять продукты и услуги, как раз созданные этими самыми стартапами, но, что самое важное, предоставляют возможность распространять их и продвигать, как в случае с Applestore. Но, безусловно, важнейший элемент всей этой системы — интернет, по сути, «колыбель» всех созданных и создаваемых платформ. При том, сегодня интернет уже сейчас становится все белее универсальным и беспроводным.
Видимо, правильнее всего было бы рассматривать технологические стартапы как эксперименты, проводимые на таких платформах. Естественно, что на определенном этапе будет происходить естественный отбор перспективных и бесперспективных проектов, где одни эксперименты получат свое развитие, другие же попросту умрут в «долине смерти». Интересно наблюдать, как со временем изменился процесс развития стартапов. Раньше, практически все новые компании начинались с идеи или концепции нового продукта или услуги, сейчас же бизнес начинается прежде всего с команды, которая прорабатывает несколько идей, прежде чем сфокусироваться на какой-либо одной. Раньше стартапам приходилось создавать с нуля все необходимые для работы звенья, сейчас же практически все элементы, требующиеся для запуска нового сайта или приложения для смартфона, находятся в открытом доступе. Более того, новый продукт, не будучи еще оконченным и запущенным в производство, может быть протестирован на потребителе с целью выявления уровня спроса, а также получения отзывов от потребителей. И концепция «создай, и они придут» больше не работает. Более того, сценарий совершенно противоположный: компании сначала работают над тем, чтобы выяснить, что именно требуется потребителю, и уже потом берутся за создание такого продукта.
Кроме того, отнюдь не все новые технологические компании можно назвать стартапами. Многие из предприятий представляют собой попросту предприятия в сфере малого бизнеса, которые используют передовые технологии. При этом существует целый ряд небольших высокотехнологичных фирм, которые несут исключительно социальную миссию и позиционируются, как «социальные предприятия», созданные для выполнения определенных задач социальной направленности, как правило в рамках Государственных Программ.
Развитию предпринимательского бума в сфере стартапов способствовало несколько факторов. Во-первых, необходимо отметить социальный фактор. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство из нынешнего поколения молодежи, родившихся в начале 80-х, «благодаря» глобальному кризису, к сожалению, вынуждены были расстаться с надеждой получить, как в прежние времена процветания и устойчивости экономик, стабильную работу. Поэтому для этих образованных, активных и творческих молодых людей, теперь гораздо более логичным представляется полагаться только на свои силы и предприимчивость, и либо начать собственное дело, либо работать на энтузиазме в каком-либо стартапе. Последние опросы молодого населения из почти 30 стран мира показали, что две трети видят свое будущее как предприниматели. Следующим социальным аспектом является то, что стартапы стали значительной частью общемирового процесса урбанизации в странах — молодежь покидает провинции и сельские районы и из отдаленных территорий стремится перебраться в города.
Однако следует отметить, что помимо всего прочего, тот фактор, что практически во всех развитых странах и невероятно упростилась процедура регистрации стартапов, и, что немаловажно для молодых начинающих предпринимателей, стоимость их запуска снизилась так, что стала буквально символичной. При этом интернет позволяет сделать более демократичным не только поиск самих стартапов, но и финансирования для них. Ввиду низкой стоимости запуска стартап-компании, сегодня у основателей новых компаний есть возможность использовать как собственные счета, так и «ускорители», инвестиционных ангелов, сайты, предоставляющие услуги по краудсорсингу, которые позволяют компаниям привлекать средства непосредственно у населения. Более того, благодаря интернету финансирование стартапов стало более прозрачным. Примером тому является сайт Angellist, который изначально был социальной сетью для стартапов и инвесторов, а со временем перерос в биржу, насчитывающую 24 000 аккредитованных инвесторов, которые уже вложили в стартапы более 250 миллионов долларов США в более чем 1000 компаний.
Чрезвычайно интересно и то, как меняется видение стартапов роли и позиций венчурного капитала — которые уже не воспринимаются, как единственная панацея и своего рода идолы. Более того, специалисты отмечают, что, в отличие от широко принятого мнения, на самом-то деле, венчурные капиталисты, вкладываясь в стартапы, особенно и не берут на себя большие риски. Безусловно, венчурный капитал будет продолжать играть важную роль в процессе предоставления средств стартапам, но в новых условиях, отнюдь не все венчурные фонды выживут. Так, в Америке число венчурных фондов активно инвестирующих в стартапы уже сократилось. В то же время формируется класс небольших и более узко направленных «микро» фондов, которые привлекают средств на общую сумму не более чем 100 миллионов долларов США, они берут гораздо меньшие гонорары, но при этом работают с большей эффективностью и оперативностью.
Важным элементом культуры стартапов являются «ускорители» — своего рода школы-платформы для стартапов. В мире их насчитывается более 2000, и при этом некоторые финансируются за счет государств или крупных компаний. Основной их задачей является ускорение процесса запуска стартапа, предоставление доступа к финансированию, услугам специалистов из различных областей, отбор идей, которые можно было бы озвучивать потенциальным инвесторам. Это, как правило, делается не на безвозмездной основе — компании, получающие одобрение и получающие доступ к инвесторам отдают «ускорителю» 7-10% в своем капитале. Но в то же время, некоторые «ускорители» не имеют главной целью извлечение прибыли: если ускоритель финансируется государством, то делается это с целью поддержания предпринимательской экосистемы, а если средства дает инвестиционный «ангел», то, главным образом, целью является поддержание и развитие новых идей.
Сегодня на развитие экосистемы стартпов значительное влияние оказывает государство. Это хорошо демонстрирует пример Сингапура. Несмотря на приток прямых иностранных инвестиций, правительство в определенный момент осознало, что нельзя расчитывать лишь на многонациональные компании, а необходимо стимулировать местное предпринимательство. Таким образом, правительством было предпринято большое число важных шагов, направленных на то, чтобы облегчить жизнь предпринимателей. Так, например, регистрация компаний стала занимать несколько часов, вместо прежних нескольких недель. Каждый год 120-150 студентов из числа учащихся в сингапурском университете отправляется на учебу в Силиконовую долину, а по возвращении им предоставляется место в технологическом инкубаторе и возможность получения гранта. Эксперты британского издания Economist с завистью констатируют, что в Сингапуре созданы идеальные условия для инвесторов, которые позволяют бизнесменам не только почти гарантированно получать прибыль, но и в тоже время защищают их от рисков. Национальный Исследовательский Фонд вкладывает 5 сингапурских долларов на каждый инвестиционный доллар, в объеме до 500 000. Более того, инвесторам предоставлена возможность в течение 3 лет выкупить долю государства в предприятии за первоначальную стоимость плюс скромное процентное начисление. Результатом всех этих «умных» мер стало невероятное развитие предпринимательства. Однако многие наблюдатели полагают, что в скором времени сингапурское правительство может прекратить оказывать финансовую помощь молодым технологичным компаниям, поскольку, как считается, правительство выполнило свою задачу — база для роста создана. Кроме того, возможно и некоторое изменение законодательства. Каковы будут последствия таких изменений? Ответ, видимо, очень простой — предприниматели и инвесторы легко переместятся в другое место, которое предложит им более выгодные условия. И таким местом, скорее всего, станет США — со своим огромным рынком и широчайшим спектром финансовых возможностей — Америка по прежнему остается основным местом назначения для предпринимателей всего мира, даже несмотря на ужесточение в 2001 году своей миграционной политики. И если Азия и Европа не будут чутко следить за ситуацией, то вполне возможно, что проиграют Силиконовой долине, констатируют британские эксперты.
С приходом к власти Дэвида Кэмерона британцы почувствовали тренд и взяли четкий курс на создание своего места в зазеркалье параллельного мира, который создали высокие технологии и интернет. Страна, которая не имеет серьезных природных ресурсов, в свое время создала финансовый Центр Сити, и сделала одним из своих приоритетов экономического роста — высокие технологии, и шаг за шагом создавала для зазеркалья условия в зазеркальном мире. Впереди великая битва за новые ресурсы, которую Британия не хочет проиграть.