Белые англосаксонские протестанты? Это может остаться в прошлом. Самое позднее в 2043 году белые в США окажутся в меньшинстве. Страхи европейцев, связанные с мигрантами, в США только высмеивают.
Без сомнения, можно сказать, что США в прошлом были чрезвычайно расистской страной. Сейчас в американских кинотеатрах показывают фильм «12 лет рабства» о реальной истории чернокожего человека из северных штатов 19-го века, которого похитили, отправили на юг и продали там в рабство.
Этот фильм потрясает, порой его даже невыносимо тяжело смотреть. Кадры насилия над рабами на плантациях невозможно видеть, не вспоминая при этом об «Архипелаге ГУЛАГ».
Но американский расизм был направлен не только против чернокожих, но и против исконных жителей Америки, мексиканцев, китайцев, немцев, ирландцев, итальянцев, восточных евреев. Практически каждая миграционная волна в Соединенных Штатах сопровождалась враждебными настроениями.
Точнее, враждебные настроения проявлялись парадоксальным образом именно тогда, когда сама волна миграции была уже позади. О «нелегальных иммигрантах» в настоящее время в США идут споры. Согласно статистическим данным, сейчас большее количество мексиканцев возвращается на свою Родину, чем пересекают реку Рио-Гранде.
Насколько расистки настроены сейчас США?
Насколько важны эти дебаты? Насколько расистки настроены сегодня США? И как в стране обстоят дела с расизмом по сравнению с Европой? Ответ на этот вопрос мы получим быстрее всего, если пройдемся по улице Калье Очо в Майами.
Потертые фасады магазинов, витрины с надписями – «тамалес», «папитас фриттас» и «ропа вьеха». Тот, кто заходит здесь в магазин и говорит только по-английски, в ответ слышит удивленное «Que»?
Майами уже давно превратился в кубинский город. Все началось в 1960 году, и за десять лет процесс завершился. По состоянию на 2010 год, белые неиспанского происхождения, составляют здесь только 11,9%, даже темнокожих здесь больше - 19,2%.
Почти все остальные жители Майами – латиноамериканцы (60,7%). Кроме кубинцев здесь есть приезжие из Гондураса, Никарагуа, Гаити, Доминиканской республики.
Турецкий язык – lingua franca в Гамбурге?
Можно ли себе представить, что, сложись подобная ситуация в Европе, дело не дошло бы до открытой конфронтации? Возьмем, например, Гамбург или Роттердам, в которых турецкий язык стал бы языком lingua franca и, заказывая денер, в ответ приходилось бы слышать - «Neler oluyor».
Эти примеры выбраны не случайно. Гамбург и Роттердам считаются интернациональными городами. Например, в Роттердаме есть проблемы в мусульманской среде (религиозный фундаментализм, ущемление прав женщин), которые не должны замалчиваться.
Но цифры выглядят совсем иначе, нежели в Майами. Более половины жителей Роттердама – этнические голландцы. В Гамбурге соотношение еще более однозначное – на 71% немцев здесь 6% азиатов и 5% турок (данные 2010 года).
И если мигранты активно начнут заниматься продолжением рода, даже если доля местного населения из-за старения начнет падать, потребуется несколько веков, чтобы кошмары европейских расистов стали явью.
Правые популисты и политическая Родина
Британская газета The Economist недавно выпустила статью о европейских аналогах «Движения чаепития». К ним The Economist отнес такие партии, как «Национальный фронт» во Франции, «Йоббик» в Венгрии, «Партию прогресса» в Норвегии, «Партию свободы» в Голландии и «Фламандский интерес» в Бельгии.
Автор статьи пришел к выводу, что такие ультраправые группировки отличаются от «Движения чаепития» прежде всего тем, что они не находят поддержки в более крупных партиях. В целом, речь идет об отдельных политических группах. «Движение чаепития» же всегда было фракцией властной республиканской партии.
Газета, конечно, права, но незамеченной осталась важная деталь. Если в Европе белокожий человек приводит аргументы на тему расизма, за его спиной находится демографическое большинство (к счастью, не все представители этого большинства настроены расистски, они делают выбор в пользу демократических партий).
Скоро белые окажутся в меньшинстве
В США, напротив, белокожие исчезают, как снег под августовским солнцем. Можно подсчитать, когда белокожие в США будут принадлежать к этническому меньшинству. Это произойдет где-то в 2043 году. Тогда азиаты и латиноамериканцы окажутся в преимущественном положении по сравнению с белыми (неважно, будь то американцы ирландского, еврейского или итальянского происхождения).
Другими словами, такие Майами в США - повсюду. А белый расизм здесь, в отличие от Европы, - феномен страха, который отражает реальный тренд. Речь идет об истерии, а не о паранойе.
Люди, не являющиеся расистами, конечно, не должны бояться этого демографического тренда. Но следует задуматься над тем, что он означает в политическом смысле. Как будет выглядеть будущее республиканской партии в Америке, в которой белые - в меньшинстве?
В опросах рейтинг партии сегодня мал, как никогда за всю историю страны. Республиканцев, наследников Авраама Линкольна, не любят, как ни одну другую группу в стране.
Республиканцы должны начать заново
Это плохая новость, в том числе - для левых либералов, поскольку этой стране срочно нужна разумная умеренно-правая партия. Если они выживут в политическом плане, республиканцам придется заново придумывать себя как партию, которая одновременно и либеральна на рынке, и выступает за права непривилегированных групп. Как консерватор, который встречает мигрантов с распростертыми объятиями; как американские патриоты, которые неравнодушны к остальному миру.
Если наследники Авраама Линкольна и через десять лет будут оставаться членами клуба богатых белых стариков, вскоре о них слышать уже не придется.