Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: От Фаллуджи до Алеппо

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 2 (38)

© Фото : Илья ПлехановИлья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Илья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Речь идет о создании в регионе нового арабского эмирата, который в разговорах уже называют «Эмиратом Аль-Джазира». Это даже не борьба за панарабское единое «Исламское Государство Ирак и Шам», но борьба с расчетом и на территории стран самого Аравийского полуострова. Впрочем, пока в более реалистичных планах воюющих исламистов — создание «Эмирата от Фаллуджи до Алеппо».

В Ираке, по иронии судьбы, главой захваченной недавно исламистами Фаллуджи стал тот же самый человек, который возглавлял оборону города против американцев в 2004 году. Речь идет о шейхе Абдулле аль-Джанаби. Тогда - в 2004-м - ему было уже 50 лет. Десять лет спустя он - снова в деле и в том же месте. СМИ поспешили 7 января объявить его убитым, но 18 января он уже публично произносил пламенные речи в мечети Фаллуджи и создал «Комитет по поощрению добродетели и предотвращению порока», который оповестил горожан, что теперь они живут по новым законам, и что больше иракская полиция не будет красть их «жен и дочерей, которых ранее после кражи лично насиловал премьер-министр Ирака Нури аль-Малики». На сегодняшний день Фаллуджа - до сих пор в руках исламистов, а город, который день бомбит авиация и артиллерия. По данным иракских СМИ, в руках исламистов находится до 75 захваченных военнослужащих 53-й бригады иракской армии, и это - помимо попавших в плен солдат из других подразделений за последние дни.

Откат ситуации на десять лет назад и воскресший одиозный персонаж не могут не вызывать раздражение у американцев, которые хорошо помнят его по своим боям за Фаллуджу. И вот на днях Конгресс США, который до последнего был против, наконец-то окончательно одобрил план Белого дома по поставке в Ирак 24-х вертолетов AH-64E Apache и средств обслуживания общей стоимостью в 6,2 миллиарда долларов. Вертолеты должны, по идее, активно использоваться против новых группировок исламистских повстанцев в стране. До этого США опасались, что их скорее применят против курдов на севере Ирака, но жизнь вынуждает и американцев подстраиваться под происходящие события.

Впрочем, поставки американского вооружения в Ирак — это пока ещё мелочи для кипящего котла Ближнего Востока. Большего внимания заслуживает факт постепенного исчезновения границ и уменьшение роли централизованных государств в регионе.

Граница между Ираком и Сирией сегодня практически отсутствует. Стирается граница между Сирией и Ливаном. Де-факто не существует границ и у Иордании, кроме хорошо охраняемой границы с Израилем. Курды на севере активно создают свои мини-государства с размытыми границами. В январе в Сирии они провозгласили создание трех «демократических автономных администраций» (Джизре Кантон, Кобани Кантон и Африн Кантон), где без оглядки на официальный Дамаск весной или летом пройдут курдские парламентские выборы. Синай стал ареной борьбы египетских властей с террористами. Не все гладко и у саудитов в провинции Эль-Касим, славящейся своим радикальным исламским консерватизмом, активностью в международном джихаде и недовольством правящей властью.

Речь идет о создании в регионе нового арабского эмирата, который в разговорах уже называют «Эмиратом Аль-Джазира». Это даже не борьба за панарабское единое «Исламское Государство Ирак и Шам» (Шам — наименование так называемой «Великой Сирии», в которую помимо самой Сирии входят территории Ливана, Израиля, Иордании, Сектор Газа и Западный берег реки Иордан), но борьба с расчетом и на территории стран самого Аравийского полуострова. Отсюда и название нового эмирата: Аль-Джазира аль-Арабийя — традиционное арабское название Аравийского полуострова. Впрочем, пока в более реалистичных планах воюющих исламистов — создание «Эмирата от Фаллуджи до Алеппо».

Любая война и преобразования на Ближнем Востоке так или иначе затрагивают вопросы нефти. На днях Хуссейн аль-Шахристани, вице-премьер по энергетике Ирака, озвучил некоторые данные, касающиеся влияния событий в Сирии и Ираке на нефтяную отрасль страны. По словам вице-премьера, террористы из Сирии и Ирака, пользуясь прозрачностью границы, создали на территории Ирака ряд баз, с которых совершают атаки на гражданское население, объекты инфраструктуры и экономические цели. Особой популярностью пользуются объекты энергетического комплекса, так как именно он приносит основные деньги в бюджет страны. Под удары террористов попадают нефтяные трубопроводы, линии энергопередач и электростанции. Из-за деятельности исламистов в Ираке и Сирии и высокой вероятности подрывов и террористических атак в провинции Найнава (столица Мосул) под угрозой находится разработка перспективных нефтяных месторождений. Что касается транспортировки нефти, то нефтяной трубопровод из Ирака в Турцию взрывался аж 54 раза в 2013 году.

Курдистан, в свою очередь, построил свой собственный трубопровод в Турцию и, несмотря на всю партизанскую войну с турецким спецназом и турецкую бомбежку своей территории, собирается гнать большие объемы нефти напрямую своему «заклятому» соседу. Причем, 50 процентов экспортируемой нефти будет продаваться в Турцию по низкой, льготной цене, и только другая половина пойдет по рыночной цене. Вице-премьер Ирака Хуссейн аль-Шахристани предупредил курдов, что, если они будут поставлять нефть за рубеж без согласия Багдада, то Багдад прекратит выделять Курдистану деньги из общего иракского бюджета. Это более чем весомый аргумент и угроза. Из бюджета Ирака курды получают около 14-15 миллиардов долларов. Если они будут продавать только свою нефть, то смогут получить за нее менее 9 миллиардов. Переговоры между Багдадом и Эрбилем продолжаются.

В Египте группировка «Ансар Иерусалим» также атакует энергетические объекты, и на днях она взяла на себя ответственность за очередной подрыв (второй в 2014 году) газопровода, идущего из Египта в Израиль и Иорданию. Всего данный газопровод взрывали с 2011 года уже как минимум 13 раз.

В Иордании же население спешным порядком вооружается, опасаясь того, что война из Сирии перекинется и в их страну. На 6 миллионов жителей приходится уже 1 миллион нелегальных стволов. До начала войны в Сирии количество неучтенных единиц оружия было в десять раз меньше. Оружие в основном контрабандой идет из Сирии, как и нарастающие объемы наркотиков. Количество зарегистрированных случаев контрабанды за последний год на сирийско-иорданской границе выросло на 300%, нелегальных переходов границы — на 250%. При этом за год на границе было изъято всего 900 единиц оружия. О каком контроле может идти речь? Капля в море, учитывая миллион нелегальных стволов на руках. Иорданские пограничники очень надеются на помощь американцев в охране 370-километровой границы. По их словам, закупленные в США приборы ночного видения уже хорошо себя зарекомендовали в обнаружении контрабандистов из Сирии.

В Кувейте глава разведки недавно вновь выразил беспокойство тем, что Ирак до сих пор не прилагает достаточно усилий для нейтрализации шиитских группировок, в том числе не занимается активной поимкой главаря иракской «Армии Мухтара», которая в прошлом году обстреляла из минометов приграничный КПП Саудовской Аравии. "Целью атаки было послать предупредительное послание саудовцам, чтобы показать им — их погранзаставы и патрули находятся под прицелом нашего огня«,— цитировало агентство Reuters слова главы группировки «Армия Мухтара».

На днях, 25 января, группировка «Исламское Государство Ирак и Шам» объявила о расширении географии своей деятельности и об официальном создании своего «филиала» в Ливане. На следующий же день о создании аналогичного «филиала» объявила и «Джабхат ан-Нусра». Обе группировки сообщили, что теперь все объекты «Хэзбаллы» в Ливане являются для них законной целью для террористических атак и предупредили суннитов, чтобы те избегали находиться в местах массового скопления людей или возле зданий или лидеров «Хэзбаллы», так как теперь война переносится и на территорию Ливана. Всего сирийские джихадисты совершили 6 терактов в Ливане с момента начала участия «Хэзбаллы» в войне в Сирии. Периодически источники в «Хэзбалле» сообщают, что инженерному подразделению этой организации удалось предотвратить очередной теракт в Бейруте и обезвредить начиненный взрывчаткой автомобиль. Собственно, кроме терактов со стороны Сирии ведется и обстрел приграничных районов. Информационное агентство Ливана «Аль-Ахад» сообщило, что на границе Сирии и Ливана 27 января обстреляли из пулеметов приграничный район Аль-Абудия, а 25 января выпустили ракеты по городу Хармаль на северо-востоке Ливана. За неделю до этого в результате подобного же обстрела Хармаля были убиты 7 человек и ранено 15.

Война медленно, но упорно расползается по региону.

24 января в Давосе прошла неожиданная для многих и редкая встреча между министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом и принцем Саудовской Аравии Турки бин Фейсал Аль Саудом, бывшим главой внешней разведки Королевства Саудовская Аравия. Подробности встречи не разглашаются, но после нее Джавад Зариф сказал: «У нас есть проблемы с руководством в регионе. У нас есть проблемы с доверием. В регионе преобладает менталитет, когда проблемы в какой-либо стране рассматриваются как выгода для других (стран). Нам необходимо изменить этот менталитет».

Отвечая же на вопрос о будущем Сирии, министр иностранных дел Ирана заявил: «Пламя, которое разожгли в нашем регионе, поглотит всех».