Две региональные державы - Бразилия и Мексика - стремятся упрочить свои позиции на Кубе. Участие 31 латиноамериканского лидера в работе второго саммита Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), который прошел на этой недели в Гаване, несомненно, можно рассматривать как дипломатический успех братьев Кастро.
По итогам саммита напрашивается вывод о том, что Бразилия и Мексика как две ведущие региональные силы в Латинской Америке стремятся играть ведущую роль в будущем Кубы, в то время как экономика Венесуэлы находится в коматозном состоянии и не способна вдохнуть новую жизнь в кубинский режим.
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето и лидер Бразилии Дилма Руссефф приехали в Гавану с подарками от Деда Мороза.
Накануне официального визита на Кубу мексиканского президента Мехико списала Гаване 70% почти 500-миллионного долга пятнадцатилетней давности.
В свою очередь президент Бразилии Дилма Руссефф приняла участие в торжественном открытии контейнерного терминала в кубинском порту Мариэль, который способен принимать до 3 миллионов в год гигантских контейнеровозов Postpanamax, с транзитом через Панамский канал с 2015 года. Бразилия инвестировала в данный проект 1,092 миллиарда долларов и рассчитывает в последующем на привлечение инвестиций мировых торгово-промышленных компаний, работающих со странами Центральной Америки.
Оба жеста доброй воли, а также переговоры с лидером Кубы Раулем Кастро сопровождались заявлениями президентов Бразилии и Мексики о стремлении развивать дружественные отношения с островом.
Так, Дилма Руссефф заявила, что «Бразилия хотела бы стать основным торговым партнером Кубы». А президент Мексики Энрике Пенья Ньето в опубликованной статье в центральной кубинской газете «Гранма» делал акцент на исторически сложившиеся «привилегированные и дружественные отношения с Кубой».
Такого рода заявления лидеров Бразилии и Мексики демонстрируют стремление этих стран - наиболее экономически развитых в регионе - усилить экономическое влияние, чтобы в будущем с максимальной выгодой для себя использовать свое положение.
В конце концов, ведь ничего страшного не произошло, когда в прошлом месяце президент США Барак Обама пожал руку Раулю Кастро на похоронах Нельсона Манделы.
Пенья Ньето пытается восстановить исторически добрососедские связи с Кубой, которые ухудшились в последние годы.
Институционно-революционная партия, стоящая у истоков мексиканской революции до 90-х годов всегда была верной союзницей кубинской революции. Мексика была единственной страной в Латинской Америке, которая не разорвала дипломатических отношений с Кубой после прихода к власти Фиделя Кастро.
Сейчас, верная этой традиции, Мексика вновь стремится добиться привилегированных отношений с Кубой, чтобы быть в первых рядах тех стран, которые хотели бы принять участие в либерализации кубинской экономики.
Следует напомнить, что после того как Мексика в 90-е годы подписала соглашение о зоне свободной торговли с США и после критических заявлений мексиканского руководства о нарушении прав человека на Кубе, отношения между странами значительно ухудшились.
Двусторонние отношения были практически заморожены после того, как в 1999 году на Ибероамериканском саммите в Гаване глава МИД Мексики Росарио Грин встретился с кубинскими диссидентами, а мексиканский президент Эрнесто Седильо заявил Фиделю Кастро, что «не может быть суверенных наций без свободных мужчин и женщин».
В годы правления президента Мексики Висенте Фокса (2000-2006 годы) в отношениях между странами сохранялись прохладные отношения, некоторое потепление произошло, когда у власти находился Фелипе Кальдерон (2006-2012 годы). В сентябре прошлого года министр иностранных дел Мексики Хосе Антонио Меаде посетил Кубу, а в ноябре этого же года глава МИД Кубы Бруно Родригес проехал в Мексику. Он выразил благодарность и уважение мексиканскому правительству за то, что оно выступило за снятие экономической блокады с Кубы. Кубинский высокопоставленный дипломат призвал мексиканских бизнесменов активно включиться в экономические преобразования на Кубе.
Нынешняя встреча в Гаване президента Мексики с Фиделем Кастро положила конец отчуждению двух стран. На появившейся в СМИ фотографии мы видим довольного продолжателя мексиканской революции и улыбающегося отца кубинской революции.
Несмотря на отсутствие в отношениях Бразилии и Кубы столь знаменательных исторических событий, бразильское руководство стремится добиться для себя выгоды, пока Гавана занята диверсификацией своих отношений с другими странами на фоне ослабления позиций ее главного союзника – Венесуэлы.
Участие Бразилии в осуществлении кубинского мегапоректа по созданию первой на Кубе свободной экономической зоны в Мариэль стало первым шагом на пути привлечения бразильских инвестиций в модернизацию кубинской экономики. В 2013 году бразильский экспорт на Кубу превысил 530 миллионов долларов.
Бразилия благодарна Кубе за содействие в реализации проекта «Больше врачей». В рамках данного проекта сотни кубинских врачей работают в бразильских муниципалитетах на севере и северо-востоке страны, которые считаются самыми бедными в Бразилии и в которые местные врачи не хотят ехать даже на льготных условиях.
Блуждающая и неразборчивая внешняя политика правительства Дилмы Руссефф в отношении Кубы вызвала критику со стороны оппозиции и предпринимательских кругов, которые видят в политике сближении с кубинским режимом грубый прагматический жест, а не коммерческий интерес.