Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антигейский закон в России и лицемерие США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Те или иные варианты законодательных норм о «пропаганде гомосексуальности» действуют в восьми штатах США и еще в нескольких городах и округах. Поэтому прежде чем осуждать российский закон за ограничение свободы слова и академических свобод, США стоило бы признать, что наша собственная республиканская форма правления неоднократно порождала аналогичные ограничения. Этот материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Этот материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Возникший в преддверии Олимпийских игр в Сочи скандал вокруг российского закона, который запрещает «пропаганду гомосексуализма», угрожает затмить сами спортивные соревнования. Чуткие к чужим проблемам мировые лидеры, включая президента Обаму, критикуют Россию за стигматизацию геев.

Многим из тех, кто обвиняет сейчас Россию, трудно поверить, что в 2014 году в законах современной индустриальной державы могут обнаружиться, скажем, такие средневековые положения:

  -  «Материалы, одобренные местным школьным советом . . . должны соответствовать закону и принятым комитетом по образованию нормам . . . запрещающим пропаганду гомосексуальности в учебных материалах».

 -   «Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа».

 -   «Ни один округ не должен включать в свои учебные курсы материалы: 1. Пропагандирующие гомосексуальный образ жизни. 2. Позитивно изображающие гомосексуальность как альтернативный образ жизни. 3. Предполагающие, что бывают безопасные методы однополого секса».

 -   «Материалы, связанные с половым просвещением или с болезнями, передающимися половым путем,… должны подчеркивать с опорой на факты, что с точки зрения здравоохранения, гомосексуальность нельзя признать общественно приемлемым образом жизни, а также что гомосексуальное поведение считается уголовным преступлением».

Людям, возмущающимся российским законом, стоило бы учесть, что он послужил источником только второй из этих четырех цитат.

Остальные три взяты из американского законодательства. Это штат Юта запрещает «пропаганду гомосексуальности в учебных материалах». Это штат Аризона выступает против «позитивного изображения гомосексуальности как альтернативного образа жизни» и законодательно препятствует даже говорить детям, что бывают «безопасные методы однополого секса». Это штаты Алабама и Техас требуют, чтобы на уроках полового просвещения подчеркивалась общественная неприемлемость гомосексуальности. Более того, они обязывают учителей сообщать детям, что «гомосексуальное поведение считается уголовным преступлением», несмотря на то, что уголовное преследование гомосексуального поведения, осуществляемого по взаимному согласию вне общественных мест, было признано противоречащим конституции еще в 2003 году.

Те или иные варианты законодательных норм о «пропаганде гомосексуальности» действуют в восьми штатах США и еще в нескольких городах и округах. Поэтому прежде чем осуждать российский закон за ограничение свободы слова и академических свобод, Соединенным Штатам стоило бы признать, что наша собственная республиканская форма правления неоднократно порождала аналогичные ограничения.

Неслучайно все эти примеры фокусируются на том, что можно, а что нельзя говорить детям. В пояснительной записке к российскому закону 2013 года говорится, что он направлен на защиту детей от «факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие». Сторонники американских законов приводят схожие аргументы. И точно так же, как президент Владимир Путин в этом месяце, американские законы предупреждают геев и их сторонников: «Оставьте детей в покое, пожалуйста».

В основе всех этих законов лежит одинаковая идеология: все должны быть гетеросексуальными, а гомосексуальность как таковая – это плохо. Эта идеология никогда не опиралась на факты любого рода, доказывающие, что гомосексуальность – это «дурной выбор», которому государство должно препятствовать. Данная стратегия – всего лишь нагруженное предрассудками наследие уходящей эпохи. Более того, она просто нелепа: даже если бы гомосексуальность была результатом неправильно выбранного образа жизни, законодательные запреты – далеко не лучший способ предотвращать такой выбор.

Путин заверил Международный олимпийский комитет, что принятый в России закон имеет сугубо символическое значение. Однако в Соединенных Штатах официально санкционированная предвзятость способствует школьной травле подростков-геев и считается одним из факторов, приводящих к высокому проценту самоубийств среди них.

Актер и драматург Харви Фирстайн (Harvey Fierstein) призвал Соединенные Штаты бойкотировать Олимпиаду в Сочи, потому что Россия запрещает «пропаганду гомосексуализма». Однако вспомним, что в 2002 году США с гордостью и без единого возражения послали свою олимпийскую делегацию в штат, запрещающий ровно то же самое. Возможно, Обаме стоило бы послать олимпийских делегатов Билли Джин Кинга (Billie Jean King) и Брайана Бойтано (Brian Boitano) в Алабаму и в Техас?

Это, разумеется, шутка, но из сложившейся ситуации следует извлечь серьезный урок. Иногда чужая нравственная неправота помогает нам лучше увидеть, в чем именно неправы мы сами. В свое время отвращение к нацистской евгенике подтолкнуло американские законодательные собрания и суды пресечь программы по стерилизации. Возмущение южноафриканским апартеидом и советским тоталитарным режимом подвигло нацию надавить на администрацию Эйзенхауэра и верховный суд и заставить их отменить апартеид на американском Юге.

Неспособность Путина оправдать российский закон подчеркивает, что Юта, Техас, Аризона и другие штаты тоже не могут оправдать свои законодательные нормы, стигматизирующие геев. Эти нормы следует отменить – в законодательном или в судебном порядке. Точно так же, как судьи, которые выступили против принудительной стерилизации и расовой сегрегации, они должны критически рассмотреть законы против геев.

А пока этого не произошло, Путин может спокойно отвечать на американскую критику: «Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего».

Иэн Эйрес и Уильям Эскридж преподают право в Йельском университете.