Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что скрывается за футуристическим логотипом Сочи-2014

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Любой, кто уже наблюдал за Олимпийскими играми и обладает хорошим зрением, заметит, что логотип Сочи-2014 (он есть на каждом стадионе, на каждом билете и на всех олимпийских товарах общей стоимостью в десятки миллионов долларов) явно отличается от предыдущих символов Олимпиад. На нем нет никаких рисунков, а используются только строчные буквы, пять олимпийских колец и веб-адрес.

Любой, кто уже наблюдал за Олимпийскими играми и обладает хорошим зрением, заметит, что логотип Сочи-2014 (он присутствует на каждом стадионе, на каждом билете, а также на олимпийских товарах общей стоимостью в десятки миллионов долларов) явно отличается от предыдущих символов Олимпиад. На нем нет никаких рисунков, а используются только строчные буквы, пять олимпийских колец и веб-адрес.

Гуо Чаннинг (Guo Chunning), разработавший логотип «Танцующий Пекин» для Олимпийских игр в Пекине 2008 года, изучил историю олимпийских эмблем, начиная с первых Игр современности, состоявшихся в 1896 году. Он считает, что, за исключением Олимпийских игр в Мехико в 1968 году и в Лондоне в 2012 году, впервые в логотипе отсутствуют нарисованные элементы (что касается Мехико и Лондона, то там использовались буквы, которые сами по себе напоминали произведения искусства).


Кристоф Марти (Christoph Marti), представитель Швейцарии в команде дизайнеров компании Interbrand Agency, чей проект оказался победителем в соревновании с пятью другими финалистами, показал мне некоторые страницы из своего блокнота, которые свидетельствуют о сложной эволюции избранного для логотипа шрифта. Команда дизайнеров, в которую вошли восемь специалистов из разных стран мира, первоначально рассматривала более сложную идею. Члены команды выбирали между флористическим, традиционным дизайном, вдохновленным российским искусством хохломы, и более современной интерпретацией, в которой сочетались бы символы такой человеческой деятельности, как праздники и парусный спорт с характерными изображениями из жизни представителей местной фауны и российских пейзажей. По словам Марти, после порядка десяти переделок появился «более ориентированный в направлении будущего» логотип, который был поддержан Организационным комитетом. Логотип оказался очень далеким от первоначальной концепции.

Логотип Олимпийских игр 2008 года в Пекине


Внесение большого количества изменений является нормальным при разработке олимпийских брендов. Первоначальная концепция проходит через различные уровни согласований с многочисленными сторонами: Организационным комитетом (которому обычно принадлежат права на бренд, а автору никакие гонорары при тиражировании уже не отчисляются), политическими группировками принимающей страны, а также Международным олимпийским комитетом. Увидеть следы вдохновения в представленном проекте логотипа может оказаться нелегкой задачей. Часто логическое обоснование логотипа накладывается уже после его одобрения.

Читайте также: Мировые СМИ о Сочи 2014 - Все готово, но все ли приедут?


Организационный комитет - он управляет Играми и тесно координирует свою работу с МОК - оценивает итоговый логотип Олимпиады в Сочи, представленный в декабре 2009 года, как результат великолепного сотрудничества между членами «экспертного совета», состоявшего из «ведущих специалистов по маркетингу, известных спортсменов и представителей крупных многонациональных компаний, работающих как в России, так и за ее пределами».

Некоторым наблюдателям может показаться, что выбранный вариант написания «Сочи» (Sochi) и «2014» является их взаимным отражением и представляет Россию как страну контрастов - побережье и горные склоны, снег и песок. Другие могут усмотреть в этом отражении символ самого города Сочи и его расположения на берегу Черного моря.

Когда Организационный комитет Сочи-2014 обнародовал выбранный логотип, он преподнес его как «первый цифровой бренд в истории Олимпийского движения», соответствующий «стратегическому видению Организационного комитета самых инновационных Игр в истории, отражающий характер новой России и свидетельствующий о позитивных, устойчивых изменениях». В пресс-релизе утверждалось, что логотип «подчеркивает связь между прошлым и будущим, традициями и инновациями». Он отражает различные образы России, создает целостное представление о стране и «символизирует то, что Россия является удивительной страной, в которой доброта и искренность всегда особенно ценились». В целом нелегкое бремя для одного логотипа.

Логотип Олимпийских игр 2012 года в Лондоне


По мнению книжного дизайнера Джона Рейнхардта (John Reinhardt), в этом символе используется гарнитура, напоминающая шрифт Revue. Он был создан в 1968 году Колином Бригнэллом (Colin Brignall), и он обычно используется при создании постеров и рекламных щитов. Сегодня для привлечения представителей поколения интернета, брендовые логотипы не только должны укладываться в формат постеров, шляп, одежды и огромных телевизионных экранов, то также успешно работать на планшетах и аппаратах iPhone. На сайте Sochi2014.ru пользователи могут ознакомиться с программой Олимпийских Игр на каждый день, а также получить самые последние результаты соревнований, дополнительную информацию по каждому виду спорта и биографические данные спортсменов.

По данным газеты Moscow Times, после презентации  логотипа Сочи-2014 многие российские блогеры высмеивали его за упрощенность и сложность для восприятия. Никакой особой международной реакции не последовало. Вот что сказал мне по поводу олимпийской эмблемы Сочи-2014 автор дизайна логотипа Пекинской Олимпиады 2008 Гуо Чаннинг:

Также по теме: Россиян научат смеяться к Олимпиаде в Сочи

«Когда я впервые увидел логотип зимних Олимпийских игр в Сочи, я был немало удивлен. В нем не было никаких графических изображений, хотя многие этого ожидали. Он оказался очень простым - только голубые буквы и пять олимпийских колец. Возможно, голубой цвет символизирует Россию и зиму, подумал я… За словом «Сочи» следует «.ru» (Sochi.ru), что представляет собой умелое использование веб-адреса, добавляющего национальную идентификацию к логотипу, и поэтому весь мир теперь знает, что речь идет о городе Сочи в России».

Гуо считает, что в логотип Сочи-2014 могли быть включены другие изобразительные элементы, отражающие специфику Сочи, олимпийских видов спорта и зимний Олимпийских игр в целом. Так, например, выбранный Гуо «Танцующий Пекин» символизирует традиционную китайскую печать, которая в течение тысячелетий использовалась для подтверждения официальных документов. Команда Гуо потратила много часов для нахождения правильного изгиба ног спортсмена, изображенного на этой печати. Внимание, проявляемое к таким тонким деталям, по мнению Гуо, способствовало бы передаче в логотипе идеи уникальности зимних Олимпийских игр в Сочи и позволило бы ему стать частью настоящего культурного наследия. Интересным представляется то обстоятельство, что именно такую цель и преследовали первые версии логотипа Сочи, от которых впоследствии было решено отказаться.

«Вероятно, именно этот логотип Сочи своей простотой больше соответствовал новому направлению и мыслительному процессу при разработке олимпийских эмблем, - отметил Гуо. - Попытка объединить инновацию с традицией представляет собой вечную проблему, с которой сталкиваются разработчики логотипов».

Старый и новый логотипы Олимпиады в Сочи


После утверждения олимпийские логотипы не всегда встречали аплодисментами. Когда в 2007 году была показана эмблема Лондон-2012 - на ее разработку было потрачено 400 тысяч фунтов стерлингов или 800 тысяч долларов, - в Великобритании получила хождение петиция, собравшая в итоге 48 тысяч подписей, с требованием отказаться от этого логотипа и переделать его. Никаких последствий эта инициатива не имела.

Логотип Сочи-2014 не вызвал массовых протестов, как в Лондоне, однако некоторые люди считали, что альтернативный вариант, разработанный московской фирмой Studio Transformer, в большей степени соответствует олимпийской традиции. Большинство посетителей таких сайтов, как Logo Design Love, выступили в поддержку традиции.

А какой вариант предпочитаете вы, читатель?