Мексика, конец 80-х годов. Эта страна, которая до тех пор ревностно оберегала свою экономику, вдруг отменила протекционистские меры, что привлекло иностранные инвестиции. Но за этими инвестициями, вопреки ожиданиям, не последовал экономический рост. А мексиканцы все ждали и решили провести девальвацию своей валюты. В то время как некоторые экономисты утверждали, что девальвация должна составить 30%, она в действительности достигла лишь 15%. Иностранные инвесторы, опасаясь еще одной девальвации, вывели свои капиталы из Мексики. Чтобы удержать их, власти повысили процентные ставки и выпустили долговые обязательства, по которым необходимо было выплатить крупные суммы. Перед Мексикой встала серьезная проблема: у нее не было денег, чтобы расплатиться. У страны просто не было денег.
Несколько лет назад я познакомился с человеком, проживающим за пределами американского континента. Когда я сказал ему, что живу в Никарагуа, он воскликнул: «Надо же, какое совпадение, у меня двоюродный брат живет в Перу!» Этот случай наглядно показывает, насколько распространенным (и неправильным) является представление о Латинской Америке как о чем-то едином. Так же думают и иностранные инвесторы.
Серьезная проблема, с которой столкнулась Мексика, повлекла за собой последствия для других латиноамериканских стран. Иностранные заемщики, которые до того времени предоставляли кредиты аргентинским предпринимателям, перестали это делать, опасаясь того, что экономический кризис будет распространяться, подобно эпидемии. В результате на родине танго тоже стало не хватать денег.
Экономика США в то время была тесно связана с экономикой своего южного соседа. Чтобы избежать более крупных неприятностей, американцы решили помочь Мексике и инвестировали в нее 50 миллиардов долларов. Всемирный банк, в свою очередь, решил помочь аргентинской экономике и предоставил родине танго кредит в размере 15 миллиардов долларов.
Кризисная ситуация, в которой оказались эти две латиноамериканские страны, была вызвана целым рядом конъюнктурных обстоятельств. Нехватка денег была лишь одной из проблем Мексики и Аргентины. Но затем произошло нечто поразительное: после финансовых вливаний экономика Мексики и Аргентины пошла на подъем. Рост экономических показателей был очевидным. Все указывало на то, что они вышли из кризиса.
Этот экономический рост также был вызван целым рядом факторов, одним из которых, несомненно, стали финансовые вливания. Однако ошибочно полагать, что капиталовложения стали единственной (и даже главной) причиной преодоления кризиса в этих странах, хотя многие крупные международные фирмы поддержали это предположение.
Энциклопедия была создана тогда, когда человек предположил, что когда-нибудь он будет в состоянии знать (абсолютно) все... Совокупность заблуждений, правильных решений и просто счастливого стечения обстоятельств в этих двух латиноамериканских странах породила расхожее мнение о том, что наконец-то найден способ решения всех финансово-экономических проблем, которые могут возникнуть, а экономических кризисов больше не будет.
Эти наивные и упрощенные представления привели к тому, что отдельные страны – прежде всего, западные – позволили себе совершенно невиданные доселе траты. Это вызвало экономический кризис, охвативший некоторые развитые страны и продолжающий раздирать экономику некоторых развивающихся стран, в частности, Аргентины.
Мигель Форкат Луке – экономист, атташе по вопросам сотрудничества ЕС. Точка зрения, изложенная в данной статье, не отражает позиции ЕС.