Несмотря на то, что за последние 15 лет цена на нефть увеличилась на 363%, инфляция и дефицит бюджета в Венесуэле - самые высокие среди стран ОПЕК.
Ряд экспертов на протяжении многих лет утверждают, что в мире есть страны, обладающие несметными богатствами «черного золота» и отмеченные нефтяным проклятием. Впервые об этом заговорил 40 лет назад бывший министр нефтяной промышленности Венесуэлы Хуан Пабло Перес Альфонсо, который написал на эту тему очерк под названием «Погружение в дьявольские испражнения».
Для большинства стран ОПЕК результаты экономического развития за 2013 год и прогноз на текущий год имеют положительную динамику, но не для Венесуэлы. У этой южноамериканской страны, несмотря на высокие мировые цены на нефть, - самые плохие экономические показатели, и ничто не предвещает улучшения ситуации.
«За последние 15 лет цена на венесуэльскую нефть увеличилась на 363%, но это никак не сказалось на улучшении экономической ситуации в стране. В Венесуэле ощущается острая нехватка иностранной валюты, инфляция в девять раз выше, чем в других странах Латинской Америки, и в 41 раз выше, чем в развитых странах», - сообщил глава консалтинговой компании Kapital Consultores Давид Алайон.
В недавнем докладе British Petroleum указывается, что добыча нефти в странах ОПЕК увеличилась на 27%, в других странах - на 19%. В то же время в Венесуэле добыча нефти за период с 1997 года по 2012 год сократилась на 18%.
Международный валютный фонд (МВФ) отмечает спад экономического развития Венесуэлы. В 2013 году экономический рост в этой южноамериканской стране составил чуть более 1%, инфляция 56,2% - самая высокая в мире. Венесуэла занимает также первое место в мире по дефициту бюджета, который составляет 15% от ВВП. Это означает, что венесуэльскому правительству ежегодно не хватает 45 миллиардов долларов для покрытия государственных расходов.
Для сравнения: в другой нефтедобывающей стране - Норвегии - инфляция составляет 1,7% в год, превышение доходов бюджета над его расходами - 12,3%, золотовалютные резервы более 800 миллиардов долларов.
«Норвегия всегда отличалась высочайшей дисциплиной в расходовании доходов, полученных от продажи нефти. Расходы составляют лишь небольшой процент от выручки. При этом государство сохраняет государственный контроль над ключевой сферой экономики - топливным сектором», - рассказал Франсиско Парис, экономист Лондонский школы экономики.
Норвежцы поставили перед собой цель бережного отношения к природным богатствам и строго следуют этому правилу, беспрекословно выполняя законы правового государства. Норвегия с населением страны чуть более 4-х миллионов человек смогла создать сильное и благополучное, социально-ориентированное государство с крепкими институтами власти.
Политика Норвегии в отношении ее нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью: здесь на деле была реализована провозглашенная с самого начала концепция «Углеводороды - достояние нации».
Среди стран-членов ОПЕК, кроме Венесуэлы, также следует выделить Иран и Ливию, которые испытывают серьезные экономические трудности. Иран - в силу наложенных на страну экономических санкций ООН в связи с разработкой ядерной программы. Ливия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации после убийства Муаммара Каддафи. Следует отметить, что в этих странах уровень инфляции и бюджетный дефицит остаются намного ниже, чем в Венесуэле.
Лучших результатов в сфере экономики среди стран ОПЕК добились Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Катар, где доходы превышают расходы на 40%, 55% и 59% от ВВП соответственно. В абсолютных показателях это составляет порядка 100 миллиардов долларов без учета золотовалютных резервов, при этом эти арабские страны успешно проводят диверсификацию своей экономики, ориентируясь в первую очередь на продвижение международного туризма.
Законодательные и конституционные реформы, изменения состава правительства и экономической политики способствуют созданию благоприятного имиджа страны, уменьшают риски и тем самым привлекают инвесторов.
Вот, например, Мексика и Иран, обладающие большими запасами нефти, в последнее время пошли именно по этому пути развития. Мексика провела энергетическую реформу, разрешив частному и иностранному капиталу участвовать в разведке и добыче углеводородов.
Президент Ирана Хасан Роухани, в свою очередь, отказался от разработки ядерной программы ради спасения экономики страны.
«Энергетическая реформа в Мексике пошла намного дальше первоначальных планов мексиканского президента Энрике Пенья Ньето. Она получилась более целостной по сравнению с аналогичными реформами, которые ранее были проведены в Бразилии и Колумбии. Да, действительно, государственная нефтяная мексиканская компания Pemex не будет размещать свои акции на фондовой бирже, но она получила право на создание совместных предприятий с участием иностранного капитала. Это очень серьезный вызов, который Мексика бросает Венесуэле, так как теперь существует большая вероятность того, что частный капитал может отказаться от инвестиций в венесуэльский энергетический сектор», - считает профессор Гарвардского университета Франсиско Мональди.
Что касается Ирана, то, по мнению американского профессора, до тех пор пока все санкции не будут сняты, рано делать какие-то прогнозы относительно возможного привлечения иностранных инвестиций.