Сочи, Россия — Это был короткий разговор, состоявший из простых слов и жестов. Однако два бобслеиста — русский и американец — все равно отлично поняли друг друга.
«Хорошо было?» — спросил Александр Касьянов, указав на трек в Центре санного спорта «Санки».
Американский пилот Стивен Холкомб (Steven Holcomb) приобнял соперника за плечо и они оба направились обратно к своим санкам. Как заметил ранее Холкомб: «Мы все дружим».
Большинство спортсменов на Олимпиаде 2014 года в Сочи принадлежат к поколению, не заставшему напряженность времен холодной войны, которая усиливала остроту конкуренции между русскими и американцами.
Большинство из них родились уже после победы, одержанной американской хоккейной сборной над советской в 1980 году — так называемого «Чуда на льду», и намного позже скандально известного финала баскетбольных соревнований на Мюнхенской олимпиаде 1972 года.
Когда в субботу днем хоккейные сборные США и России встретятся на льду, это будет восприниматься как борьба двух сильных команд, а не как элемент геополитической конкуренции.
«Русские — больше не "империя зла", — отмечает специалист по истории Олимпиады из Университета штата Пеннсильвания Марк Дайрсон (Mark Dyreson. — Для нового поколения все это далекое прошлое».
Отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом долгое время были сложными. В начале 1950-х годов это затронуло и мир спорта, когда СССР и Восточная Германия начали активно использовать государственные спортивные программы как форму пропаганды.
Советский Союз комплектовал сборные опытными спортсменами, которым платили за то, что они играли за клубы или за армию, что вызывало недовольство в американских сборных, опиравшихся в основном на студенческие таланты. Американцам тоже не нравилось проигрывать.
В итоге, к добру или к худу, подтекстом Олимпийских игр стала борьба двух враждующих сверхдержав за медали.
«Для Советского Союза Олимпиада была способом продемонстрировать свое превосходство, — считает Дэвид Валлечински (David Wallechinsky), автор «Полной книги об Олимпиадах» («The Complete Book of the Olympics»). — Для них все дело было в медалях».
Соревнования порождали один повод для конфликтов за другим.
На Играх 1952 года в Хельсинки Хорейс Ашенфелтер (Horace Ashenfelter) обогнал фаворита Владимира Казанцева в беге с барьерами, и американская пресса устроила шумиху вокруг победы агента ФБР над советским спортсменом.
Через 20 лет советская сборная по баскетболу выиграла матч за золотую медаль, во время которого тренеры врывались на площадку, спортивные чиновники яростно спорили, а американцы успели начать праздновать кажущуюся победу перед тем, как судьи открутили игровое время на три секунды назад.
Хоккейная победа в Лейк-Плэсиде, штат Нью-Йорк, прославила ранее неизвестных Майка Эрузионе (Mike Eruzione) и Джима Крейга (Jim Craig). Их ледовые подвиги легли в основу даже не одного, а целых двух голливудских фильмов.
Глава оргкомитета Игр в Сочи Дмитрий Чернышенко заметил в пятницу, что помнит с юности три фильма ужасов: «Пятницу, 13-е», «Кошмар на улице Вязов» и «Чудо на льду».
«Мы все росли в культуре с религиозным отношением к хоккею, — сказал Чернышенко. — И на нас сильно повлияла драматическая история соревнования между двумя великими странами».
Однако Джонатан Куик (Jonathan Quick), вратарь «Лос-Анджелес Кингс» и американской сборной, когда его спросили о знаменитой победе, ответил совсем иначе: «Эта игра закончилась 34 года назад».
Кульминацией соперничества стал бойкот США Олимпиады в Москве 1980 года в знак протеста против советского вторжения в Афганистан. В ответ на это русские бойкотировали Игры в Лос-Анджелесе 1984 года.
Распад СССР в начале 1990-х годов охладил страсти. Политический климат стал спокойнее, а российский резерв спортивных кадров раскололся на несколько частей.
Спортсмены, которые раньше представляли бы Советский Союз, стали выступать, например, за Белоруссию, Латвию или Эстонию. Кроме того, русские вышли из изоляции.
Теперь они могли участвовать в соревнованиях по всему миру и посещать американские тренировочные центры, чтобы оттачивать свои навыки.
«Мы тренируемся в одних и тех же местах, у нас одни и те же тренеры, — говорит американский фигурист Алекс Шибутани (Alex Shibutani). — Мы хорошо знаем этих людей. Это наши знакомые, а не чужаки».
НХЛ давно стала интернациональной. Сейчас в ней играют такие фигуры как Алесандр Овечкин, Павел Дацюк, Слава Войнов и еще десятки других хоккеистов.
По словам американцев, им было полезно познакомиться с русским стилем, ориентированным на пассы. Легендарный вратарь Владислав Третьяк, считает, что поражение в Лейк-Плэсиде сделало его соотечественников сильнее.
«В 1980 году американцы преподали нам хороший урок — надо уважать соперника до игры, — сказал он на этой неделе. — Мы его не уважали, поэтому проиграли. Слабых соперников на Олимпиаде нет».
Некогда холодные отношения потеплели настолько, что на этой неделе французское издание L'Equipe даже сообщило — со ссылкой на неназванный источник, что США и Россия, предположительно, сговаривались о результатах соревнований по фигурному катанию в Сочи.
Олимпийские чиновники сразу же опровергли эту информацию.
Судя по этой Олимпиаде, можно предположить, что чувство спортивного товарищества преодолевает все расхождения между странами.
Хоккеисты утверждают, что субботний матч будет чистым спортом безо всякой подоплеки, а саночники рассказывают, что во время этапов Кубка мира они месяцами проводят время вместе — живут в одних гостиницах, едят в одних ресторанах.
Языковой барьер часто теряет значение на фоне общих интересов — таких, как пиво и настольный теннис.
Американская саночница Эрин Хэмлин (Erin Hamlin) недавно убедила нескольких российских спортсменов потанцевать и изобразить пение в сентиментальном видеоролике, снятом ей и саночницей Кейт Хансен (Kate Hansen) на песню Мэрайи Кэри (Mariah Carey) «All I Want for Christmas Is You».
Хэмлин постоянно участвует в одних соревнованиях с российской сборной с 15 лет, и этот личный опыт перевешивает любую политическую историю.
«Я с ними, фактически, выросла вместе, — говорит она. — У нас замечательные отношения».