В Венесуэле убивают студентов, а власти закрыли телеканал, который решился передать репортаж об уличных протестах. Аргентина продолжает отчаянно стремиться к экономической катастрофе. Президенты всех латиноамериканских стран собрались для обсуждения вопросов демократического развития… в Гаване. В бразильской экономике вот уже три года как наступил спад, который продолжится и в 2014. В последнее время бразильцы выходят на улицы не потанцевать, а выразить свой протест. В 2013 году в Бразилии было отмечено самое крупное за десятилетие бегство капиталов.
Так что же, песенка Латинской Америки спета? Вовсе нет. На фоне потока плохих новостей, которые приходят из этого региона, четыре латиноамериканских президента провели на прошлой неделе встречу в Картахене (Колумбия), на которой оформили экономическое соглашение - Тихоокеанский союз. В него входят Мексика, Колумбия, Перу и Чили. Вроде и читать дальше уже не хочется. Что может быть скучнее встречи глав государств? И кто окажется столь наивным, что поверит обещаниям президентов, пытающихся показать важность своей встречи, хотя все знают, что от подобных мероприятий выигрывают только агентства, специализирующиеся на организации банкетов? Поэтому вполне понятно, что о существовании Тихоокеанского союза мало кто знает, а кто знает, тот не интересуется, чем он занимается.
Однако на этот раз попытку интеграции четырех самых развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки следует воспринимать со всей серьезностью. В этих странах отмечен самый высокий экономический рост и самая низкая инфляция на континенте. На их долю приходится 36% объема латиноамериканской экономики, 50% международной торговли континента и 41% иностранных инвестиций.
Если бы этот Союз был одной страной, то занял бы восьмое место по объему экономики в мире и седьмое - по экспорту. Четыре входящие в него страны являются экономически наиболее конкурентоспособными в Латинской Америке. Принимая во внимание, что торговый оборот между этими четырьмя странами составляет всего лишь 4 % от общего объема их товарооборота, потенциал их стремительного роста очевиден.
И в этом смысле Тихоокеанский союз не является чем-то новым: в истории Латинской Америки было много проектов экономической интеграции, имевших немалый потенциал, которые, однако, не удалось осуществить на практике. Наглядным примером является Южноамериканский общий рынок (Mercosur). Когда в 1991 году Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай объявили о создании экономического союза, это вызвало немалый энтузиазм. Огромные возможности, которые сулила интеграция двух таких гигантов, как Бразилия и Аргентина, казались очевидными. К сожалению, результаты оставили желать лучшего. По прошествии более чем десятилетия, торговый оборот между странами Mercosur составляет жалкие 15% от общего объема их торговли (в то время как с Европой он составляет 20%, а с Китаем - 14%).
Mercosur и другие региональные объединения отрицательно отнеслись к созданию Тихоокеанского союза. Боливийский президент Эво Моралес, в частности, заявил, что налицо заговор с целью разделить континент, нити которого идут в Вашингтон. Президент Эквадора Рафаэль Корреа пренебрежительно охарактеризовал его словами: «Больше неолиберализма, больше свободной торговли». Бывший президент Бразилии Лула да Силва сказал, что это попытка воскресить уже всем надоевший Вашингтонский консенсус, а тогдашний министр иностранных дел Бразилии Антонио Патриота отметил, что Тихоокеанский союз - это «всего лишь маркетинговый ход, новая упаковка старого товара». А главный советник нынешнего президента Бразилии Дилмы Русеф охарактеризовал данную инициативу как «малозначимую».
И что говорят в ответ президенты четырех стран-членов Союза? «Мы объединяемся не против кого-либо. Это экономическое объединение, а не политическая инициатива». Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос сказал: «У нас есть общее понимание того, как управлять экономикой, общий подход к иностранным инвестициям и уважение к частной собственности».
Но самым убедительным ответом, по всей видимости, стали принятые четырьмя странами решения. Они уже отменили таможенные пошлины, а также визы для представителей деловых кругов при поездках в четыре страны Союза. Заложена основа для интеграции фондовых бирж, а в ряде стран одно дипломатическое представительство представляет интересы всех четырех стран Союза.
Имеется множество предпосылок для устойчивого и успешного развития Тихоокеанского союза, который изменит экономическую карту Латинской Америки.