Спустя 11 дней после начала Олимпиады Россия в понедельник пробилась, наконец, в верхние эшелоны медальной таблицы, завоевав неожиданное золото в соревнованиях бобслейных двоек. Облегчение было осязаемо. Полторы недели страна-хозяйка не могла попасть даже в верхнюю пятерку, и руководителей тревожило то, что атлетов преследуют и тянут вниз призраки Ванкувера, где Россия в 2010 году показала худшие результаты за всю историю своего участия в зимних Олимпийских играх. Теперь эти страхи улетучились. Набрав в общей сумме 18 медалей, причем пять из них - высшей пробы, Россия вышла на второе место по их общему количеству, отставая лишь от Германии, но быстро догоняя ее. У нее уже сейчас на два золота больше, чем в конце Игр 2010 год.
В воскресенье вечером в здании сочинского морского порта, где атлеты собираются расслабиться после состязаний, атмосфера искупления ванкуверских грехов была уже настолько сильна, что олимпийцы начали хлопать пробками, празднуя успех. Примерно в полночь шестеро золотых медалистов собрались вместе, чтобы отметить старую традицию: они окунули две свои медали в шипучее вино, а затем передали чашу по кругу, делая из нее большие глотки, как будто это был какой-нибудь древнегреческий кубок. Когда серебряную медалистку в парном катании Ксению Столбову спросили, какой вкус у напитка, она закрыла глаза и произнесла: «Божественный!», смакуя каждый звук произнесенного слова.
Настроение было далеким от той атмосферы, которая царила в здании морского порта вечером 6 февраля накануне церемонии открытия, когда организаторы устроили частную вечеринку в честь начала Олимпиады. Присутствовавшие на том мероприятии знаменитости старались подчеркнуть, что репортерам следует готовиться к худшему. «Если мы выступим не очень хорошо, пожалуйста, не вините спортсменов и организаторов, — сказал знаменитый российский певец Иосиф Кобзон. — На каждого ложится огромная нагрузка. И мы не обещали, что станем лучшими».
Но в воскресенье настроение поднялось настолько, что стали возвращаться воспоминания об олимпийских триумфах Советского Союза, который был мощным лидером в зимних видах спорта. Ирина Роднина, завоевывавшая для советской команды золотые медали по фигурному катанию на трех Олимпиадах подряд — в 1972-м, 1976-м и 1980 годах — вспомнила, что в те дни ритуал с шампанским проходил с меньшим блеском. Название сохранилось — «обмывание», но в скромные годы при коммунизме это слово использовалось скорее в переносном смысле. «Тогда у нас не было столько шампанского, чтобы наполнить целое ведро, — сказала она TIME. — Поэтому мы пили из бокалов. А в бокал медаль не вмещается».
Проблема решилась сама собой в 2001 году, когда российская компания Bosco Sport начала одевать всех российских олимпийцев. В этом году фирма организовала «Русский дом» в перестроенном и роскошно убранном здании морского порта, где сейчас есть ночной клуб, украшенный красным бархатом и выходящий окнами прямо на гавань, полную яхт. 12 лет назад, на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити руководство компании решило сделать ритуал обмывания более буквальным. «Если обмывать, то обмывать по-настоящему», — говорит президент компании Тимур Гугуберидзе, руководивший в воскресенье церемонией в «Русском доме».
Поэтому, когда около полуночи медалистов вызвали на сцену, для них наполнили шампанским стеклянную вазу, чтобы они могли обмыть там свои медали. Но в вазе оказалось итальянское игристое вино Просекко, и лишь два спортсмена положили свои медали в алкогольную ванну. «Я не захотел портить свою медаль, — говорит фигурист Максим Траньков, выигравший 12 февраля золото в парном катании в произвольной программе. — Люди просят, чтобы я показал ее, все хотят ее потрогать. Поэтому я несколько дней назад положил ее в коробку, а коробку спрятал».
Два медалиста по скелетону, получившие один - золото, а второй - бронзу, оказались менее щепетильными. Но по гримасе на лице Александра Третьякова, выигравшего в пятницу золотую медаль в скелетоне, было трудно сказать, смеется он или плачет, когда атлет окунал в емкость свое сокровище. «Надо было это сделать, — сказал мне позднее Третьяков с вымученной улыбкой. — Это традиция».
Но даже те спортсмены, чьи медали не стали липкими от Просекко, пригубили вино из переданного по кругу кубка. Четверо из них присоединились к банкету в соседнем зале, где небольшая группа знаменитостей с российского телевидения и политиков выстроилась в очередь для фотографирования с ними. Потом все продолжили выпивать. Недобрые воспоминания о прошлой Олимпиаде стали, казалось, такими же далекими, как Ванкувер от Сочи. Но гости все равно осторожничали по поводу итогового результата. По словам Родниной, которой была предоставлена честь зажечь олимпийский огонь на церемонии открытия 7 февраля, «осталась еще неделя». А за это время все может случиться.