Джордж Уилл (George Will) написал очень странную колонку об Украине и российской политике США. Прошу оценить логику: «Обама участвовал в длившейся семь месяцев войне с Ливией, страной, не угрожающей Соединенным Штатам и не представляющей для них какой-либо важности. Тем не менее состоявшийся во вторник звонок Джо Байдена Януковичу - это на настоящий момент единственная серьезная реакция Обамы на украинский кризис, влияющий на политическую траекторию всего европейского континента».
Лично я не понимаю, как связано одно с другим. Ливийская война была ошибкой, одной из главных ошибок Обамы во внешней политике, но все, что он сделал или не сделал в Ливии, не имеет к происходящему сейчас никакого отношения. Я согласен с тем, что у США не было своих интересов в ливийской гражданской войне и что, следовательно, мы не должны были в нее вмешиваться, но это тем более не относится и к ситуации на Украине. Если Уилл считает, что Ливия была «страной, не угрожающей Соединенным Штатам и не представляющей для них какой-либо важности», тогда почему же он жалуется на нашу недостаточную активность на Украине? Говорить о том, что украинский кризис влияет на «политическую траекторию» всей Европы - в лучшем случае преувеличение. Он важен для Украины, важен для ее ближайших соседей - и все. Изменится ли всерьез «политическая траектория» Европы в зависимости от исхода этого кризиса? Каким бы ни был этот исход, представить себе такое крайне сложно.
Уилл винит Обаму в том, что тот недостаточно «серьезно» реагирует на кризис, но какой, по его мнению, должна была бы быть серьезная реакция? Об этом он не говорит. Возможно, потому, что реальных вариантов действий у США в данном случае довольно мало. Впрочем, он ошибочно считает происходящее «финальным эпизодом холодной войны», а подобное восприятие, бесспорно, должно искажать и взгляды на то, что может или должно сделать американское правительство. Кстати, Уилл, видимо, в принципе отличается странным мировоззрением. Например, он пишет, что у России «охотничье-собирательская» экономика.
Что касается самого кризиса, то прискорбно как то, что правительство избыточно применяет силу, так и то, что некоторые элементы в антиправительственном движении прибегают к насилию. Мы можем только надеяться, что недавно объявленное перемирие сработает и дальнейшей эскалации насилия удастся избежать. Будем же молиться за мирное разрешение конфликта и стараться не предпринимать и не поддерживать шаги, которые могут еще сильнее дестабилизировать и без того опасную ситуацию. Я не вижу, какой положительный эффект могли бы оказать адресные санкции, но так как санкции почти всегда вводят, чтобы выразить неудовольствие, а не чтобы чего-то добиться, думаю, США и Евросоюз в итоге придут именно к этой мере. В целом США, судя по всему, не могут при нынешнем положении дел сделать почти ничего конструктивного и, соответственно, не должны пытаться активнее участвовать в попытках разрешить этот кризис.