Во время соревнований по женскому одиночному фигурному катанию на Олимпиаде в Сочи мы стали свидетелями по крайней мере одного эпизода нечистоплотного судейства. Вполне возможно, это был не единственный эпизод, однако я не слишком хорошо разбираюсь в тройных лутцах и тулупах, чтобы судить об этом. Сразу после окончания произвольной программы в четверг вечером разгорелись ожесточенные споры о том, не была ли у Ким Ю На (Yuna Kim), южнокорейской фигуристки, выигравшей золото на Олимпиаде 2010 года, украдена вторая золотая медаль судьями, которые завысили оценки 17-летней россиянки Аделины Сотниковой. Между тем, среднестатистический американский зритель задавал себе гораздо более простой вопрос: кто такая Аделина Сотникова? Не та ли эта юная девочка, которая так быстро крутилась на льду во время командных соревнований? (Нет.) И где в это время были американские фигуристки — те, которых мы видели в рекламе? Можно долго спорить о баллах, которые Сотникова получила за технику. Но продюсеры NBC, спонсоры Олимпийских игр и иже с ними совершили гораздо более серьезную ошибку в том, как именно они подготовили американских телезрителей, которым нравится каждые четыре года смотреть на молодых девушек, совершающих невероятные прыжки в сверкающих костюмах, к соревнованию, в котором ни одна американская фигуристка не могла претендовать на медаль — даже Грейси Голд (Gracie Gold), несмотря на все заверения Аполо Оно (Apolo Ohno), утверждавшего, что уже само ее имя говорит о ее верной победе.
Голд стала четвертой: во время произвольной программы она упала. Эшли Вагнер (Ashley Wagner), получившая место в олимпийской сборной, вытеснив Мираи Нагасу (Mirai Nagasu), стала седьмой. Полина Эдмундс (Polina Edmunds), третья американка, которой всего 15 лет, тоже упала и в итоге стала девятой. Между тем, победительница Сотникова даже не попала в список «фигуристов, которых стоит смотреть» по версии ток-шоу Today. Джонни Уэир (Johnny Weir), который очень забавно комментировал выступления, в какой-то момент сумел упомянуть ее имя, однако американцы впервые увидели Сотникову во время ее удивительного выступления с короткой программой в среду вечером.
Когда Вагнер закончила свою произвольную программу, Тара Липински (Tara Lipinski), комментировавшая соревнование в прямом эфире, сказала: «Ей нужна была не программа», — а затем, когда Вагнер сжала кулаки и расплылась в ликующей улыбке в духе Дика Чейни, она быстро добавила: «Что ж, возможно, это случилось». Чтобы уйти с головой в олимпийские переживания по-американски, нужно быть похожей на Вагнер — восторженной и не замечающей никаких ошибок, кроме откровенно грубых. И мы зачастую испытываем недоумение и разочарование, когда прелесть американских спортсменов остается без награды, и начинаем задаваться вопросом о том, насколько это справедливо. По крайней мере, когда Вагнер увидела свои баллы, она уже не выглядела такой ошарашенной, как во время командных соревнований. По правде говоря, ее произвольная программа была лучше ее короткой программы, которая в эстетическом смысле больше напоминала танец чирлидеров — хотя это и не слишком бросалось в глаза.
Это великие фигуристки, которые оказались под колоссальным давлением. Но Вагнер и Голд добились приблизительно того же, чего они добились на прошлогоднем чемпионате мира, где они заняли пятое и шестое места соответственно. И их результаты на Олимпийских играх, в сущности, стали отражением того, чего от них можно было ожидать. Ким всегда была первой на мировых чемпионатах — она на 30 очков опережала Вагнер — а итальянка Каролина Костнер (Carolina Kostner) — второй. Сотникова была девятой, поэтому ее победа стала для всех большой неожиданностью, несмотря на то, что она российская чемпионка. В январе на европейском чемпионате она опередила Костнер и заняла второе место. Она стала тем подростком, который вырос как раз в нужный момент.
Но как насчет Ким Ю На? Разве ее не лишили медали незаслуженно? Возможно, зрителям именно так и показалось — отчасти потому, что они, по крайней мере, знали о ее существовании. Но, как говорили некоторые комментаторы, в своей произвольной программе Сотникова сделала семь тройных прыжков, тогда как Ким сделала только шесть, и ее катание было более плавным и завораживающим. После этого начались мрачные разговоры о коррумпированности судей — и кто знает? Это Россия. У Сотниковой было преимущество фигуриста, выступающего у себя дома, которого поддерживает огромная толпа болельщиков — в какой-то момент она даже слегка хлопнула в ладоши, призывая зрителей поддержать ее. Но такого рода помощь приходит на покрытой искусственным снегом территории, расположенной в субтропической зоне.
Более того, фигуристкой, которая должна была набрать высокие баллы, была Липницкая — девушка-волчок. После командных соревнований, которые прошли в первые выходные после открытия Олимпийских игр, NBC и всему миру пришлось признать ее существование. В ней чувствовалась решимость, девственная чистота будущей чемпионки. Сам Путин поздравил ее, когда она помогла своей команде выиграть золотую медаль. Но она еще слишком юна — ей всего 15 лет, и она допускала ошибки как в короткой, так и в произвольной программе. Как совершенно справедливо отметила Юлия Йоффе, «если вы думаете, что Липницкая уже не ребенок, присмотритесь, как она реагирует на свои падения». Глядя на нее, мы видим все то, что присуще фигурному катанию: спортивность, целеустремленность, силу, давление, сказки и русского ребенка, танцующего под музыку из кинофильма «Список Шиндлера» и одетого в костюм девочки в красном пальто, которую Оскар Шиндлер (Oskar Schindler) видит шагающей по польскому гетто — а позже лежащей в куче трупов. Липницкая стала пятой. (Что касается самих игр в Сочи, посмотрите видеоролик, который записали Pussy Riot после столкновения с казаками.)
Бронзу в Сочи завоевала уже вполне взрослая Костнер — ей уже 27 лет. Ни американские фигуристы-мужчины, ни пары не получили больше никаких медалей в Сочи — в последний раз такое было в 1936 году. Если не считать бронзовые медали, завоеванные американскими фигуристами в командном турнире, у них была всего одна золотая медаль в танцах на льду, доставшаяся Мерил Дэвис (Meryl Davis) и Чарли Уайту (Charlie White).
Если вы американец, то нет ничего удивительного в том, что вы страстно болеете за американских спортсменов. Это очень хорошо работает, если мы занимаем господствующие позиции в том или ином виде спорта, или, возможно, имеем хорошие шансы на победу, или если нам внушили, что место в первой десятке — это уже наша победа. Мы, как нация, не настолько скучны, чтобы утратить способность болеть за своих спортсменов. Возможно, канал NBC сумеет провести сегодняшнюю трансляцию в соответствии с этой установкой — между повторяющимися рекламными роликами, в которых какой-то парень, признанный виновным в торговле внутренней информацией, спасает француза из-под колес Кадиллака, Вагнер застенчиво смеется и хвалит продукцию Procter & Gamble, а Голд спрашивает от имени Visa: «Зачем нужно быть просто экстремалом, если можно быть экстремально элегантным?» Почему бы и нет. Возможно, в следующий раз.