Поскольку новым Папой Римским стал аргентинец, у многих людей в нашей стране вновь оживился интерес к религии. Вновь обсуждаются то, что говорит Священное писание по поводу целого ряда вопросов, в частности, экономических. Это непростая тема, и рассматривать ее можно под разными углами. В этой статье мы рассмотрим заповеди экономического характера, которые можно прочитать на первых страницах Священного писания.
В начале Книги Бытия мы читаем, что, создав мир и все сущее, на шестой день Бог сказал: «Создадим человека по образу и подобию нашему». И сделав это, он увидел, что его создание получилось «очень хорошим» и дал человеку всего лишь две заповеди:
1. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»
2. «И обладайте всем, что есть на ней»
В данном случае я цитирую отрывки из Книги Бытия по Иерусалимской Библии, подготовленной к изданию Desclée de Brouwer, Брюссель (1967).
По мнению богословов, Создатель в определенном смысле оставляет мир незавершенным, чтобы Человек своим трудом способствовал Ему и продолжал созидать мир до «конца времен». Удовлетворившись Созданием мира и Человека, Бог благословляет его и помещает в Эдем, «чтобы он его возделывал».
Таким образом, труд есть форма сотрудничества с Богом в деле созидания, благословение Создателя и в силу этого один из главных способов ежедневного служения Богу через следование его заповедям.
Мы не можем предложить Создателю плохо выполненную работу или ту, которую можно сделать лучше. После грехопадения работа продолжает оставаться формой сотрудничества с Богом, служения Ему и обретения достоинства самим человеком, но уже с помощью напряжения всех своих жизненных сил.
Первая заповедь призывает к тому, чтобы население росло и заполнило собою весь мир, все уголки планеты, или планет. И мы его выполняем, может быть, сами того не осознавая.
Во второй заповеди Создатель призывает развивать мир, «обладать» им, то есть, делать его с каждым разом все лучше, преобразовывая для лучшей и счастливой жизни на благо всех людей. Каким образом? Посредством хорошо выполненной работы. До каких пор? До конца времен, когда, после трудов праведных, мы будем отдыхать вместе с Богом на седьмой день времен. А до тех пор, даже если достигнем многого, мы всегда будем стремиться к новому, ставить перед собой новые задачи, потому что «наше беспокойное сердце не успокоится, пока не встретится с тобою», пишет Святой Августин в одном из своих самых известных размышлений. То есть, нам всегда придется работать. И притом всегда хорошо, так хорошо, как мы только можем.
Для выполнения данной нам заповеди каждый из нас будет владеть определенной профессией: плотника, мясника, каменщика, компьютерщика, экономиста, журналиста, врача, политика, земледельца и всех прочих. За прошедшие тысячелетия мы часто утрачиваем смысл того, что мы делаем ежедневно, первопричины и смысла нашей жизни, но наступает и момент, когда мы восстанавливаем связь с Творцом (религия означает возврат к истокам), осознаем конечный смысл вещей и их неповторимую красоту.
Профессия также изначально форма нашего общения с Создателем, она имела два смысла: вид трудовой деятельности и вероисповедание. Некоторые слова с течением веков утрачивают свой изначальный смысл, но мы должны восстановить их истинное значение, чтобы наиболее правильно понять собственное происхождение и предназначение.
Как выполнять эту работу? Так, чтобы она, независимо от способа ее исполнения - индивидуального или коллективного, - была качественной, то есть делала еще более полезными уже существующие товары и услуги.
Как можно обосновать это с помощью Библии? Вспомните притчу о талантах, которую поведал Иисус Христос (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 25, 14). Некий человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и дал им разное количество талантов. В те времена один талант стоил немалые деньги (1 талант золота 58-й пробы весил 900 граммов во времена Нового Завета). По прошествии нескольких лет приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Первый из рабов, получивший пять талантов, приобрел на них еще пять. Господина эта новость весьма обрадовала, и он предложил рабу разделить ее с ним.
Второй раб, получивший два таланта, приобрел на них еще два, и господин также предложил ему разделить с ним радость. А третий, получивший один талант, закопал его в землю, поскольку боялся потерять. Поступил он так потому, что испытывал большой страх по отношению к своему господину, который был «очень жесток, жал, где не сеял, и собирал, где не рассыпал». Господин же осудил негодного раба и повелел выбросить его «во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов». При этом он сказал рабу: «Тебе надлежало хотя бы отдать золото мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью». Итак, человеку очень важно получить результат, произвести какой-то товар или услугу стоимостью выше, чем изначальная, при помощи труда в его различных формах. С этой целью нас наделяют необходимыми «талантами».
Другой наглядный пример повествует нам о богатом юноше, спрашивающем Иисуса: «Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». И отвечает ему Иисус, что он должен соблюдать заповеди. «Но я исполняю их от юности моей», - отвечал юноша. Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною!». «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Эту притчу истолковывают как осуждение богатства. Но Иисус сказал: «Продай имение твое (не подари твое предприятие, а результат от продажи твоего предприятия, которое продолжает производить продукцию). Это указывает на то, что преобразование мира должно идти своим чередом, производственные мощности должны работать и дальше, но при этом Он может призвать некоторых удалиться от мира, отказавшись от материальных благ ради того, чтобы в более полной мере посвятить себя Богу, но это путь не для всех, каждый должен следовать своему призванию, то есть своему зову. Таким образом, Иисус оставляет неприкосновенным экономические заповеди Книги Бытия.
Библия, то есть «книга», которая по-гречески имела множественную форму (Byblos - книги), по меткому выражению Борхеса, содержит множество поучений экономического характера, которые следует истолковывать в смысле «преобразования мира», его развития. Некоторых мужчин и женщин Бог просит целиком посвятить себя религиозному служению, как это произошло с Мельхиседеком и с одним из 12 колен Израилевых. Но остальные тоже должны выполнить божественную заповедь положительного преобразования мира, и даже всей планеты, причем сделать это наилучшим образом. Размеры статьи не позволяют рассмотреть все детали, необходимые для изложения столь непростого вопроса. Желающие могут обратиться к работе, написанной мной в соавторстве с другими богословами «Возрождение христианского гуманизма с экономической точки зрения» (Recrear el Humanismo Cristiano, visión desde la Economía, 2005), чтобы составить для себя более полное представление по данному вопросу.
Главная мысль заключается в том, что экономика и богатство, с одной стороны, и религия, с другой, не являются взаимоисключающими. Скорее наоборот, они являются неотъемлемой частью нашего бытия. Большинство из нас, не осознавая всей значимости своего участия в процессе совместного с Богом созидания, тем не менее, успешно решают задачи в данной области. Так было и так будет до конца времен.
Всякий раз, когда мы открываем что-то новое, создаем новые виды продуктов или услуг, то тем самым вносим свой вклад в процесс Творения, который будет продолжаться и спустя тысячелетия, даже если мы об этом не знаем или не верим в это.
Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et Spes Второго Ватиканского собора Католической Церкви (№ 34) блестяще характеризует отношения между экономикой, человеческим трудом и Создателем: «Для верующих очевидно одно: человеческий труд, индивидуальный или коллективный, то есть, совокупность всех усилий, совершенных человеком в течение веков ради создания лучших условий жизни. И уже это само по себе есть исполнение воли Божией. Данный вывод распространяется на самые обыденные житейские дела, поскольку мужчины и женщины, обеспечивая существование самих себя и своей семьи, выполняют работу наилучшим образом и на благо общества. Таким образом, они с полным основанием могут полагать, что своим трудом вносят вклад в дело Творца, работают на благо своих братьев и лично способствуют осуществлению промысла Божия на Земле».
Я горжусь тем, что принадлежу западной ветви христианства, и пытаюсь как можно шире применять его правила в работе, повседневной общественной и семейной жизни.