Джейкоб Хейлбрунн (Jacob Heilbrunn) объясняет, почему конфронтационная реакция на российское вторжение приведет лишь к ухудшению ситуации: «Вместо угроз в адрес Путина Обаме следует попытаться предложить ему стратегию выхода - как Путин предложил ему подобный вариант в случае с Сирией. По общему мнению, именно это и пытается делать Обама. Подобный курс не удовлетворит ностальгически настроенных воинов холодной войны в Вашингтоне, но он разрядит конфликт, который не должен подвергать опасности отношения Запада с Москвой. По-настоящему опасен не тот курс, при проведении которого Обама пытается договориться с Путиным. Опасность возникнет в том случае, если он этого не сделает».
Нынешний кризис является результатом многолетней политики, направленной на то, чтобы вызвать раздражение России, а также урезать и ограничить ее влияние на пространстве бывшего Советского Союза. Если ответить на опасный просчет России дополнительным подзуживанием, как это предпочти бы сделать Маккейн (McCain) и Рубио (Rubio), то это, несомненно, лишь ухудшит отношения и вызовет еще больший рост напряженности во всем регионе.
В конце прошлой недели Рубио обнародовал восемь предложений по поводу того, как, с его точки зрения, следует «наказать» Россию. Некоторые из них представляют собой традиционные символические меры воздействия (например, осуждение России в ООН, бойкот саммита группы G-8, исключение России из группы G-8), претворение которых в жизнь не представляет особой сложности и которые не будут иметь никакого эффекта, тогда как другие выглядят безрассудными и глупыми.
Речь в данном случае идет о форсировании вопроса о приеме Грузии в НАТО, что, несомненно, сделает позицию России еще более непримиримой. Ускорение процесса принятия Грузии в НАТО можно считать примером бесполезных и плохо продуманных попыток досадить России и сделать еще менее реальной возможность предотвращения эскалации на Украине. Это предложение мог сделать человек, который хотел бы добиться того, чтобы американо-российские отношения и ситуация на Украине продолжали ухудшаться. Помимо того, что это провокационный шаг, он никоим образом не наказывает Россию, а просто подтверждает, что одержимость НАТО относительно своего расширения все еще существует и с ней все в порядке. Подобный подход даст российским сторонникам жесткой линии еще одно оправдание для продолжения их нынешнего курса.
Помимо этого, многие из предложенных Рубио способов «наказания» не причинят России почти никакого вреда, а лишь существенным образом подорвут усилия Соединенных Штатов, предпринимаемые по многим вопросам. Так, например, Рубио хочет приостановить все переговоры с Россией: «В-четвертых, любые дискуссии и переговоры с Москвой по любому вопросу, не имеющему отношение к этому кризису, включая торговлю и другие области, должны быть незамедлительно приостановлены».
Каким образом это нанесет ущерб России? Среди прочего, это означало бы прекращение переговоров по формуле P5+1 с Ираном, а также приостановка всех дипломатических шагов в отношении Сирии с участием России. От этого Россия никак не пострадает, но Соединенным Штатам будет сложнее проводить свою политику по другим вопросам. Конечно, Рубио никак не заинтересован в дипломатических усилиях по поводу Ирана, и поэтому он, вероятно, не считает это недостатком, однако Соединенные Штаты не должны делать значительную часть своей внешнеполитической повестки дня заложницей событий на Украине. В заключение Рубио предлагает Сенату не голосовать за назначение Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), и это еще одна мера, которая не принесет России ни малейшего неудобства. Это просто продолжение блокирования назначения высококвалифицированного претендента по причине рефлекторного отвращения к контролю над вооружениями как таковому.
Соединенные Штаты, несомненно, добавят новые имена чиновников в список Магницкого, однако следует иметь в виду, что принятие Акта Магницкого вызвало лишь раздражение Москвы и заставило ее прибегнуть к враждебной ответной реакции. Расширение этого списка, вполне способно причинить неудобство и вызвать раздражение у многих российских чиновников, но в конечном итоге оно, вероятнее всего, приведет к еще большей враждебности и не принесет никаких конструктивных результатов.