Решения Федеральной резервной системы США влияют на цены некоторых видов сырья, начиная с нефти. Пекин стремится уменьшить свою зависимость от ценных бумаг США и делает упор на сферу услуг, чтобы продолжить экономический рост.
В феврале цена на нефть постоянно росла: в частности, цена за нефть марки Brent по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась более чем на пять долларов за баррель и достигла значения 110 долларов за баррель, слегка снизившись до 109 долларов за баррель перед закрытием торгов.
Аналогично цена за нефть марки Wti увеличилась на 6 долларов за баррель, оставаясь на уровне свыше 102 долларов за баррель в последние десять дней месяца. Одновременно обменный курс евро к доллару изменился с 1,35 евро за доллар до 1,38 евро за доллар. Обычно если цена на нефть растет, то доллар падает, поскольку сохраняются пределы выгоды тех, кто продает товар за доллары.
Согласно данным Международного энергетического агенства, в декабре 2013 года запасы (предложение) стран ОЭСР уменьшились на 56,8 миллионов баррелей. Подобное снижение наблюдалось в четвертом триместре 1999 года. А в Соединенных Штатах запасы увеличились. Благодаря добыче сланцевой нефти производство превысило восемь миллионов баррелей в день (максимум за последние 26 лет), а импорт снизился до 7,34 миллиона баррелей (это наиболее низкий уровень с 1998 года). В январе глобальное предложение сырой нефти (конъюнктурное) снизилось до 290 тысяч баррелей в день, а оценки, касающиеся глобального спроса в 2014 году, указывают на рост в 1,3 миллиона баррелей в день, что определяется странами, не входящими в ОЭСР. Соотношение спроса и предложения (включая запасы) не оправдывают существующий рост цен. Этому явлению можно дать два объяснения.
Первое связано с началом тейперинга (с приобретением Федеральной резервной системой США казначейских облигаций и ценных бумаг с ипотечным покрытием – прим. переводчика). Сокращается приобретение ценных бумаг в обмен на новую валюту. Из быстроразвивающихся стран уходят инвесторы, которые ранее пользовались так называемой стратегией carry tradе («беру в долг там, где процентные ставки низкие, и инвестирую туда, где они более высокие» – прим.ред.). Этот отток составил 60 миллиардов долларов в акциях, которые были использованы для покупки государственных бумаг в странах PIIGGS (Португалия, Италия, Греция, Испания, Ирландия). Вот в чем причина снижения спреда в Италии и Испании и стоимости некоторых биржевых товаров (нефти, железа, золота).
Читайте также: Развивающиеся рынки - риски и награда
Второе объяснение, которое не обязательно противоречит первому, ставит под сомнение желание Федеральной резервной системы быстро распрощаться с ультраэкспансивной кредитно-денежной политикой (в 2013 году мы три раза призывали читателей осторожно относиться к заявлениям Бена Бернанке). В этом случае речь идет об эффекте, связанном с ликвидностью, находящейся в обращении. Фактически в руках Федеральной резервной системы оказалось четыре триллиона долларов по сравнению с тысячей миллиардов долларов в 2009 году.
В четвертом триместре 2013 года реальный ВВП Соединенных Штатов вырос на 3,2%. 11 февраля американский Сенат одобрил закон, который поднимает предел федеральной задолженности до 17 тысяч 200 миллиардов долларов до марта 2015 года. Согласно докладу Кайзера (Keiser Report), отношение государственного долга к ВВП в 1952 году было таково, что 1,3 доллара долга создавали 1 доллар ВВП, а сегодня это отношение составляет 3,5 к одному.
Что касается эволюции производственной системы Китая, то экономист Стивен Роуч (Stephen Roach) утверждает, что сектор услуг требует примерно на 35% больше рабочих мест на единицу ВВП по сравнению с обрабатывающей промышленностью и строительством, основными локомотивами старой модели. Это может привести к большим последствиям, потому что рост Пекина может составить 7-8% в год (как это было в 2013 году). Таким образом, Китай достигнет своих целей в области занятости и снижении уровня бедности.
В перспективе Соединенные Штаты должны будут столкнуться с другой стороной медали китайского роста, поддерживаемого уровнем потребления, о котором пишет Роуч. Увеличение потребления приведет к снижению избыточных сбережений. А если это произойдет, то кто в ближайшем будущем будет финансировать дефицит бюджета Соединенных Штатов и на каких условиях?
Может быть, это простое совпадение, но Китай объявил о сокращении вложений в государственные бумаги США в размере 47,8 миллиарда долларов (общая сумма составляет 1,27 триллионов долларов). Согласно данным Министерства финансов США, это наибольшее сокращение с декабря 2011 года. Интересно заметить, что это произошло в общем контексте увеличения международных инвестиций на 78 миллиардов долларов.
Между тем, в отчете агенства Gfms (Gold Survey 2013) говорится о самом большом перемещении золота в истории – разумеется, в сторону Китая. Означает ли это деамериканизацию?