На фоне неутихающих протестов оппозиции жители Венесуэлы отметили годовщину со дня смерти бывшего президента Уго Чавеса.
Чавес скончался в марте прошлого года в возрасте 58 лет в военном госпитале Каракаса. Он боролся с онкологическим заболеванием, которое было выявлено у него в середине 2011 года. Его останки упокоились в мраморном саркофаге в здании музея революции в Каракасе.
В Каракасе в первую годовщину смерти бывшего президента Уго Чавеса прошел большой парад с участием нескольких тысяч военных. Президент проехал на лимузине со своей супругой Силией Флорес под звуки гимна, который распевали пришедшие на парад венесуэльцы.
На параде присутствовали также главы Кубы, Боливии и Никарагуа, для которых Чавес и Венесуэла в последние годы стали надежными партнерами и союзниками.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро выступил с большой речью перед собравшимися, в честь бывшего президента.
Глава государства объявил о разрыве дипломатических отношений с Панамой и приостановке торгово-экономических связей между странами.
Такой шаг стал реакцией на предложение Панамы провести экстренное заседание Организации американских государств, посвященное акциям протеста в Венесуэле. В Венесуэле уже месяц проходят массовые акции протеста, которые усилили напряженность между властью и оппозиционерами.
«В Венесуэле никакая делегация ОАГ не сделает и шагу без нашего согласия, без нашего приглашения», - заявил Мадуро.
Преемник Уго Чавеса также отметил, что диалог о положении дел в стране Каракас будет вести только с представителями других интеграционных объединений, членом которых является Венесуэла.
«Наш путь лежит на юг, наш путь - это Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), Союз южноамериканских наций (УНАСУР), Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА), независимость, суверенитет, мир», - добавил глава государства.
«Мы дадим жесткий отпор любым попыткам вмешательства во внутреннюю политику Венесуэлы», - заявил Мадуро.
Читайте также: Почему Россия полюбила Чавеса?
Почему протестуют венесуэльцы?
В марте 2013-го, сразу после смерти Уго Чавеса, определенности в стране было значительно больше. Венесуэла была убежденной, сильной и несломленной - даже при том, что политически была разделена пополам.
Уго Чавес оставил после себя тяжелое наследие, и его преемник Николас Мадуро столкнулся с серьезными проблемами как экономического, так и социального характера.
Добыча «черного золота» сократилась по сравнению с 1998 годом на 25%. За этот же период число занятых в нефтяной отрасли возросло вчетверо - с 25 до 100 тысяч. За десять лет закрылись 4 тысячи предприятий обрабатывающей промышленности, число работающих сократилось с 630 до 430 тысяч.
Государственный долг достиг 70% ВВП. Венесуэла стала лидером в Латинской Америке по уровню инфляции, в 2013 году она составила 58%. Особое беспокойство у венесуэльцев вызывает рост уличной преступности.
Если в 2005 году было зарегистрировано 58 убийств на каждые 100 тысяч жителей, то в 2012 году - 72 убийства.
Страна была потрясена недавним убийством бывшей королевы красоты Моники Спир и ее мужа Томаса Берри семерыми бандитам, среди которых оказались четверо мужчин, одна женщина и два подростка в возрасте 15 и 17 лет.
Спир, победившая в 2004 году на конкурсе «Мисс Венесуэла», была убита в начале января этого года вместе со своим мужем, ирландским гражданином Берри. Семейная пара, проводившая в Венесуэле новогодний отпуск, стала жертвой бандитского нападения. Пострадала их пятилетняя дочь, получившая пулевое ранение в ногу.
Серьезное недовольство у граждан вызывают постоянные перебои с подачей электроэнергии, а также коррупция на всех этажах власти.
В стране не хватает элементарных продуктов питания, приходится выстаивать длинные очереди, чтобы хоть что-то достать. Матери с трудом находят молоко для детей, нет лекарств, в том числе для хронических больных.
За последние десять лет импорт продуктов питания удвоился и достиг 75%. К этому добавился дефицит бумаги не только туалетной, но и газетной. По этой причине закрылись многие провинциальные издания.
Оппозиция считает, что правительство ограничивает работу тех СМИ и телеканалов, которые показывают реальность, как она есть. Даже сторонники чавистов отмечают, что мир, в котором они живут, совсем не похож на тот, что они видят на экранах телевизоров.
Также по теме: Мученик против мученика
В сложившейся ситуации Мадуро пошел по пути «закручивания гаек», наделив себя чрезвычайными полномочиями.
Все кто идет против власти, объявляются «пособниками империализма и фашизма».
Крупные компании и их руководители обвиняются во взвинчивании цен и недостатке экономического патриотизма. В рамках «экономической войны», развязанной частным сектором, правительство запретило торговые наценки выше 30%, и даже направило в магазины армию, следить за ценами.
Правительство во всех грехах обвиняет «паразитирующую буржуазию и спекулятивный капитал». Оппозиция предлагает не валить с больной головы на здоровую.
Как это уже не раз бывало в истории Венесуэлы, в авангарде уличных протестных акций оказались студенты. Массовые акции с различной степенью интенсивности не стихают вот уже на протяжении месяца. Власти на протесты студентов отреагировали моментально, прибегнув к силе. В ход пошли дубинки, слезоточивый газ, резиновые пули. По состоянию на 5 марта насчитываются 18 убитых, 250 раненых и сотни арестованных.
За решеткой оказался один из популярных лидеров оппозиции 43-летний Леопольдо Лопес, которому инкриминируется подстрекательство к насилию и вина за гибель людей. Лопес учился в Гарварде, и убежден, что с нынешней властью нельзя бороться лишь электоральными методами. По его мнению, следует чаще прибегать к методам уличных акций как к средство давления на официальные власти.
Николас Мадуро уверен, что протестные выступления инициированы извне, врагами Венесуэлы. Тем не менее буквально на днях президент Мадуро предложил провести общенациональную конференцию во имя мира. Пригласил на нее и оппозицию, которая отказалась от участия, назвав мероприятие спекуляцией диалога и насмешкой над гражданами. Оппозиционные силы полагают, что призыв к диалогу на фоне усиливающихся репрессий выглядит смехотворным.
По мнению Эмиля Дабагяна, ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН, дальнейшее развитие ситуации в Венесуэле может развиваться по трем возможным сценариям.
Первый сценарий: Николас Мадуро выправляет экономическую ситуацию и политическая обстановка нормализуется.
Второй: оппозиция, воспользовавшись неспособностью власти справиться с проблемами, добивается успеха на референдуме о прекращении полномочий президента, отстраняет его от власти легитимным путем.
Третий: бывшие армейские сослуживцы Уго Чавеса под благовидным предлогом отправляет в отставку главу государства, и проводят сугубо националистический курс, предусматривающий свертывание дорогостоящих проектов и прекращение безвозмездной помощи иностранным государствам.