Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Провал американской дипломатии на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Язык угроз, запугивания и санкций, применяемый руководством США, которое претендует на то, что говорит от лица всего «международного сообщества», вновь отчетливо зазвучал во время украинского кризиса. Но на этот раз речь идет не об относительно беззащитных странах, таких как Ирак, Ливия, Иран или Сирия, а о постоянном члене Совета Безопасности ООН, которого США грубо попирают, - России.

События на Украине следует воспринимать как составную часть плана США/ЕС раздвинуть границу «Европы» как можно дальше на восток, чтобы в конечном итоге либо добиться свержения изнутри существующего в России политического и экономического порядка и превратить Россию в «европейскую» страну, либо изолировать ее в качестве политической и экономической периферии за пределами «европейской» буферной зоны, простирающейся вглубь бывшего Советского Союза.

С точки зрения апологетов этой стратегии, «Европа» представляет собой географическую общность схожих ценностей демократии, рыночной экономики, свободы слова, верховенства закона и уважения прав человека. Предпринятая девять лет назад первая попытка включить Украину в «Европу» путем «оранжевой революции» оказалась безуспешной. Но сама идея не была забыта, она нашла свое продолжение в манипулировании внутренними противоречиями Украины, в особенности сильными прозападными настроениями католического, нерусскоязычного населения Западной Украины, с тем, чтобы затянуть страну в «Европу». США политически стимулирует внутренние силы Украины, чтобы добиться её разрыва с Россией, неоднократно заявляя, что как независимое государство Украина имеет право выбирать себе партнеров, иными словами — присоединиться к ЕС и НАТО, невзирая на тревогу России. Их неправительственные организации, занимающиеся продвижением демократии, в течение многих лет активно работают на этом направлении.

Вмешательство

Руководство Украины продемонстрировало неспособность управлять раздробленной страной и перед лицом противоборствующих сил ввязалось в политическую игру с обеими сторонами — Западом и Россией. По сути россияне воспринимают Януковича как бездарного и коррумпированного политика, и характеризовать его как «пророссийского» было бы политической близорукостью, искажающей реальность.

Отказ в последний момент от Соглашения об ассоциации с ЕС дал «про-демократическим» элементам, равно как и украинским ультранационалистам, предлог, который был им необходим для организации ожесточенных протестов, в конечном счете приведших к свержению законно избранного правительства Януковича. Поддержка Западом этого антиконституционного акта на столь чувствительной для России территории, без учета возможных последствий таких действий для отношений между Россией и Западом, свидетельствует или о вопиющей дипломатической безграмотности, или о необоснованной самоуверенности в способности справиться с любым вызовом со стороны ослабленной России.

Виктория Нуланд раздает пирожки на Площади Независимости в Киеве


Пособническая роль США в политическом перевороте на Украине оказалась изобличенной поведением американских политиков и дипломатов. Помимо введения нецензурной брани в дипломатический обиход, помощник госсекретаря США-куратор данного региона была еще запечатлена на видеокадрах, на которых она раздавала пакеты с едой участникам антиправительственных уличных демонстраций в Киеве. Ни одна уважающая себя страна не допустила бы настолько вульгарного вмешательства в свои внутренние дела. Терпимое отношение к этому эпизоду изобличает шаткость основ украинской государственности, разобщенность политических кругов украинского государства и степень проникновения иностранных сил в его политическую систему.

Отношение Запада к России обескураживает. С одной стороны, более не признаётся её статус «великой державы», звучат ужасающие предсказания о ее будущем из-за демографического упадка, изжившей себя промышленной инфраструктуры, чрезмерной зависимости от экспорта природного сырья, высокой степени госконтроля над экономикой, удушающей предприятия, слабой юридической системы и т.д. Фактически Европа хочет, чтобы Россия смирилась со своим ослабленным статусом и, не претендуя на равенство с Европой как с единым целым, согласилась воспринимать себя просто как одно из крупных европейских государств. В дополнение к этому, чтобы положить конец русофобии в Европе, Россия должна принять политические, экономические и социальные ценности Европы, фактически став клоном других западноевропейских стран.

С другой стороны, к России по-прежнему относятся как к главному геополитическому сопернику Запада. Всё ещё не отброшены выдержанные в духе «холодной войны» попытки её сдерживания, когда в этих целях используются военные, экономические и идеологические рычаги воздействия в виде продвижения на Восток НАТО, ЕС и западных ценностей. Китай, несмотря на 1,3-миллиардное население и превращение во вторую крупнейшую мировую экономику и в главного экспортера в мире, наращивание военного потенциала и растущие стратегические амбиции, нацеленные на то, чтобы оспорить гегемонию США в западной части Тихого океана, воспринимается как менее устрашающее явление.

Ощутимая угроза

Упорное стремление Запада воспринимать мир с евроцентристских позиций, а также вера в то, что Россия обладает потенциалом, чтобы угрожать центру притяжения западных держав в лице НАТО, отчасти может объяснить происходящее. Интересы США будут, несомненно, соблюдены, если удастся не допустить, чтобы в общественном сознании ослабло ощущение российской угрозы, поскольку тогда это позволит США продолжить доминировать через НАТО в европейской политике обороны и безопасности.

Германия, являясь сильнейшим партнером России в Европе, могла бы сыграть связующую роль между США/ЕС и Россией, однако она вынуждена действовать в рамках ограничений, навязанных её внешней политике членством в ЕС/НАТО. Германия была эпицентром «холодной войны», она же должна сыграть главную роль в том, чтобы навсегда похоронить это явление. Эта страна находится в наиболее выгодном положении, чтобы гасить вновь прорывающиеся рецидивы напряженности в духе «холодной войны» в отношении России, которые США и некоторые страны ЕС культивируют непосредственно у российских рубежей.

Последствия

Американские инстинкты доминирования, язык угроз, запугивания и санкций, применяемый руководством США, которое претендует на то, что говорит от лица всего «международного сообщества», вновь отчетливо проявились во время украинского кризиса. Но на этот раз речь идет не о небольших и относительно беззащитных странах, таких как Ирак, Ливия, Иран или Сирия, а о постоянном члене Совета Безопасности ООН, которого США грубо попирают.

Америка угрожает России исключением из «большой восьмерки», наложила визовые ограничения на въезд ряда категорий должностных лиц и изучает возможности экономических санкций, игнорируя тот факт, что основания, приводимые для наказания России, на вполне законных основаниях могут быть применены для обоснования аналогичных мер преследования Соединенных Штатов за принуждение к сменам режимов в нескольких государствах в нарушение международного права.

Такое поведение США чревато международными последствиями, оно размывает поддержку действующей международной системы и усиливает потребность в перебалансировке глобального соотношения сил, пока еще существенно склоняющегося в пользу Запада. Как это ни парадоксально, США подрывают ту самую международную систему, доли ответственности за поддержание которой они хотели бы возложить на других.